Wednesday, February 18, 2015

Думайте своей головой

Есть такое высказывание, которое, вероятно, принадлежит имаму Малику: "Даже если тебе дали фетву, спроси свое сердце." (Фетва - богословско-правовое заключение по какому-либо конкретному вопросу.)

В одном из походов военначальник разгневался на своих солдат и приказал им броситься в огонь. Когда об этом случае узнал Пророк, он сказал:"“Если бы они
вошли в (этот огонь), то уже не вышли бы из него до самого Дня воскресения, ибо повиноваться (следует лишь тому, что) одобряется (шариатом)!”» (Бухари, № 1597 (4340), от Али). А глупейшее самоубийственное поведение им не одобряется. И не только не одобряется, но и показывается, к какому финалу приводит подобное поведение. Как говорится, если начальник просит подержать оголенный провод, утверждая, что он находится не под напряжением, пусть сам за него и берется.

Если вас заинтересовала тема походов, можете посмотреть здесь:http://www.idmedina.ru/books/theology/?4926


Кстати, опять же, навязшая на зубах тема повиновения родителям. Многие скажут- это важно, это предписано исламом... Да, но... Мало кто знает, что ученые прокомментировали это так:"Послушание родителям в том, что не принесет вреда, является обязанностью ребенка. Что же касается подчинения в том, что принесет вред ребенку, он не обязан подчиняться родителям." Ибн Теймия комментирует: "Это необходимо делать в том что принесет пользу им, и не навредит ему."(Ибн Теймия, "аль-Ихтийарат", стр.114).

Согласно словам ученых, реальные рамки повиновения родителям вообще очень ограничены - помимо вышеописанного(повиновение только в том, что принесет им пользу и не навредит ему), они не могут заставить есть то, что не нравится, жениться(или развестись) с тем, кто им не нравится(об этом есть даже достоверный хадис Пророка!), выбрать нелюбимую профессию, и так далее. (Напр., Ибн Теймия, "аль-Ихтийарат", стр. 304). Ученые комментируют, что если нельзя заставить человека есть то, что он не хочет(а это небольшая и кратковременная трудность), то тем более нельзя заставить его, например, получать нежеланное образование или выбрать нежеланную профессию.

Резюмируя все это, общее правило - это хадис "Не должно быть принесения вреда или получения вреда".(сборник Ибн Маджа, 2340).

"Нельзя причинять вред ни себе, ни другим!" (Ахмад 5/326, Ибн Маджах 2340, ат-Табарани 1/163. Имамы Абу Дауд, Ибн Абу ‘Асым, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн ас-Салях, ан-Науауи, аль-Мунауи и аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса.)

То же касается и фетв. Помимо всяких облегчений, данных изначально практически в любой ситуации текстами Корана и Сунны(часто прямо до мелочей, причем выход, как правило, не один), бывают ситуации, которые в Коране или Сунне не описаны. В таком случае помнить надо вот о чем:
"Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения."(Коран,2:185)
"Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей."(Коран, 2:286)
"Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей."(Коран, 64:16)
"Мы ниспослали Коран не для того, чтобы ты стал несчастен".(Коран, 20:2)
"Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны." (Коран, 5:6).
А вообще же:
"Он(Аллах) избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии." (Коран, 5:6).
А также хадис: "Поистине, религия – это облегчение". (ан-Насаи, "Иман", 28).

...
"Передают со слов ибн Аббаса, что он сказал: "У одного из сподвижников была рана при жизни Посланника Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует. Затем у этого человека произошла поллюция. Он спросил у своих товарищей: Можно ли мне совершить таяммум? Они сказали:"Нет, так как ты можешь использовать воду.Он совершил гусль("Большое омовение", при котором вода касается всех участков тела) и умер. Когда Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, узнал об этом, сказал: "Они убили его, да проклянет их Аллах. Почему они не спросили, если не знали? Воистину, излечение от незнания – это вопрос"."(Абу Давуд, от Джабира, №336.)

«Не бросайте своими же руками себя на гибель» (Коран, 2:195).

Думайте своей головой с учетом обстоятельств, ситуации, выгоды и пользы.

No comments:

Post a Comment