Sunday, January 28, 2018

Думайте своей головой-3

Наверняка мы уже писали об этом правиле фикха, но на всякий случай напишем еще раз, отдельной статьей.
Есть такое правило в фикхе: "Широкая распространенность и известность суждений не означает их правильность, а неизвестность суждений - их неверность."(См., например, Кардави, "Своременные фетвы", с. 135);"Большое количество следующих какому-то мнению(или поступающих каким-то образом) не означают его правильность, так же как малое количество сторонников(или вовсе их отсутствие)- неправильность".
Некоторые могут попробовать возразить, что слышали хадис о том, что вся община пророка Мухаммада никогда не соберется на заблуждении. Такой хадис есть(«Поистине, Аллах не соберет общину Мухаммада целиком на заблуждении(или:"ни на одном из заблуждениий",Табарани, 2069)», см. напр. сб. хадисов им. Ахмада 5/145.)И некоторые считают его достоверным, например Суюти или Альбани. Или еще: «Поистине, Всевышний Аллах защитил членов моей общины от объединения на заблуждении», Джами ас-Сагыр, 1786, хадис хороший. Есть еще версия с продолжением, о том, что "и когда вы увидите разногласия среди мусульман, следуйте по пути большинства", но продолжение - слабый хадис, и достоверной считают только первую часть, без этой добавки.
Есть подобные хадисы: "«Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Поистине, моя община не объединится на заблуждении, а если вы увидите разногласия, то придерживайтесь Великой общины/савадуль-а’зам/”(Опять таки, достоверной считают только первую часть). В другой версии Пророка спросили  его спросили: “О посланник Аллаха, а кто такие савадуль-а’зам?!” На что он ответил: «Это те, кто следует тому, на чем был я и мои сподвижники!» (ат-Табарани,8/178.)

А еще давайте посмотрим на это логически. Коран говорит: "Большая часть людей не уверует"(12:103), а также большинство "не разумеют"(29:63, и др.) "не знают"(6:37, 6:111, и т.д.), "большинство их следует своим предположениям, но ведь предположения никак не могут заменить истину"(10:36).
И потом, если вы не согласны, значит уже не вся община придерживается этого мнения, (если вы считаете себя из числа мусульман, конечно. Только Аллах знает на самом деле, кто относится к числу мусульман, а кто нет, но то же тогда можно сказать и о любом другом человеке общины, о ком Аллах специально не оговорил в Коране или не возвестил Пророку, что он является/не является мусульманином. Так что речь здесь не об этих сомнениях(в себе или других. В себе - смотри выше, в других - нам не пристало сомневаться в чьем-либо мусульманстве, если человек считает себя таковым и верит(во всяком случае, на словах), в то, что "Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад - его раб и посланник" - именно такова практика Пророка, и таков его приказ своим последователям - если кто-то произносит формулу веры, то и вести себя с ним в этом мире так, как будто он мусульманин, а уж Аллах сам разберется, кто этот человек,в конце концов только Аллах и знает, кто есть кто, и это касается всех людей) а о том, что уже не вся община придерживается этого мнения. Кроме того, не исключено, что были и еще люди с подобным мнением, даже если вы о них и не знаете. (За всю-то историю существования ислама, да еще при разнообразии мнений в Исламе - даже скорее были, чем нет. При этом, они могли это мнение не записать, жить вообще в далекой деревне на другом континенте и быть очень старым, например, или и вовсе не оглашать свое мнение. Это не значит, что его не было.)

***
Вот и еще некоторые хадисы: Пророк сказал:"Не перестанет группа людей из моей общины открыто придерживаться истины, и не повредят им выступающие против них!" (Бухари 4/187, Муслим 6/52.)

К тому же, еще раз, это следует запомнить: большинство — это не иджма.

А вот что говорят сподвижники и ученые:

Ибн Мас’уд:"Поистине, большинство джама’атов противоречат истинному аль-джама’а, ибо аль-джама’а – это то, что соответствует истине, даже если ты будешь один!”(“Мишкатуль-масабих” 1/61, цепочка передатчиков достоверная.) Также Ибн Масуд  предупреждал о наступлении того времени, когда поменяются мерила истины: люди сввыкнутся с ложью и будут находить странной истину. Так, он говорил:"Что же вас ждет, когда вас застигнет смутва, вследствие которой поседеют молодые и одряхлеют взрослые? По прошествии времени люди примут ее в качестве Сунны. И когда она подвергнеится изменениям, люди скажут, что изменению подвергают сунну, и будут считать это непристойным делом!"(Юсуф аль Кардави, современные фетвы, с.136)
Имам Исхак ибн аль-Рахавейх говорил: «Если ты спросишь невежд о савадуль-а’зам, то они скажут: “Это джама’ат людей!” (т.е. община людей) Но они не знают, что аль-джама’а – это ученый, следующий пути пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И тот, кто с ним, тот в аль-джама’а, а тот, кто противоречит ему, тот и оставил аль-джама’а!» (Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 9/239)
Имам аш-Шатыби : «Поистине, ученые и есть савадуль-а’зам, даже если их мало!» («Аль-И’тисам» 2/27.)
Имам аш-Шатыби также сказал: «Те, кто считает, что “аль-джама’а” – это просто община людей, не смотря на то, что среди них нет ученого, те ошибаются, и это понимание глупцов, а не ученых!» (Там же, 2/267)
Ибн аль-Каййим сказал: «Поистине, и иджма’ и худжа (довод) и савадуль-а’зам (Великая община) – это ‘алим, следующий истине, даже если он будет один, и даже если все обитатели земли будут ему противоречить!» См. «И’лямуль-муваккиин» 3/397.
Ибн аль-Каййим  также сказал: «Верующих мало среди людей, а среди верующих мало ученых. Так остерегайся же впасть в заблуждение, как это случилось с людьми времен невежества, которые говорили: “Если бы эти люди были на истине, то их не было бы мало!”» (См. «Мифтаху дари-с-са’ада» 1/147)
Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Следуй по прямому пути, и тебе не повредит малочисленность спасшихся. И остерегайся путей заблуждения, не обольщаясь многочисленностью этих погибших!” (См. “аль-Азкар”, 238.)



"Также существует множество правовых норм, которые в одном обществе совершенно неизвестны, а в другом имеют широкое распространение. Существует также множество правовых норм, которые в одну эпоху были неизвестны и вызывали удивление, в другую - получали общее признание, а неизвестными становились известные нормы. (Rus-islam: Шариатское наследие, (как и вообще наследие мусульманской мысли) за всю историю огромно. К тому же, Ислам поощрял своих последователей мыслить и выносить самостоятельные решения, к тому же, он нормально относился к большому количеству разных мнений по одному и тому же вопросу, эта практика Пророка, подробнее об этом здесь** (и вообще советуем пройтись по тегам "фикх" и "важное"), а потому накопленное количество мнений по разным вопросам просто колоссально, и продолжают накапливаться новые. Нередко по одному и тому же вопросу можно найти целый спектр, палитру мнений.)
Журнал "Нур-уль-Ислам"(университет аль-Азхар) публикует рубрику"Неизвестные нормы фикха" - там публикуются правовые исследования разных эпох, малоизвестные простым читателям, а зачастую даже ученым. Иногда эти исследования противоречат мнению мазхабов, а то и вообще мнению большинства ученых.
В наше время мы также можем найти вынесенные некоторыми учеными нормы, которые встретили в обществе волну удивления или даже негодования и неприятия. но вскоре эти нормы нашли дорогу к сердцам и умам мусульман, поскольку аргументация их была очевидной. Мусульманская умма обнаружила полное соответствие этих норм шариату. ... Таким образом, эти нормы после превоначального своего отвержения получили широкую известность и признание среди мусульман.
Более того, многие нормы были неизвестными практически сразу, - пишет автор. 24:58 "О те, которые уверовали! Пусть невольники, которыми овладели ваши десницы, и те, кто не достиг половой зрелости, спрашивают у вас разрешения войти в покои в трех случаях: до рассветного намаза, когда вы снимаете одежду в полдень и после вечернего намаза. Вот три времени наготы для вас. Ни на вас, ни на них нет греха за вход без разрешения, помимо этих случаев, ведь вы посещаете друг друга. Так Аллах разъясняет вам знамения. Аллах - Знающий, Мудрый." (Так пишет автор об этом аяте, что норма не была широко известна среди мусульман.  Но здесь автор ошибается. Доказательства тому, что она была известна и претворялась в жизнь, причем в разные времена можно найти, например, в Адаб аль- Муфрад, 1052 и 1063. Сам Ибн Аббас делал так и настаивал на соблюдении нормы, Тальха вытолкал сына вошедшего в неположенное время(приводится там же, а Адаб аль Муфрад)- то есть как минимум два сподвижника знали о норме и претворяли ее в жизнь. И это только из того, что до нас дошло. Да и сейчас многие поступают так. Это только из того, что я знаю. Уверена, что во все времена люди следовали этой норме, даже если когда-то таких людей было не большинство. Тем более, ну невозможно не видеть норму, когда она черным по белому, прямым текстом написана в Коране. - rus-islam)
Далее автор пишет о том, что "Если при разделе наследства присутствуют родственники, сироты и бедняки, то одарите их из него и скажите им слово доброе."(4:8) -эта норма не притворялась в жизнь даже во времена сподвижников.
Есть множество известных правовых норм, которые после обсуждения их обоснованности и аргументированности,теряли свою силу. Существует также множество неизвестных правовых норм, обоснованность и арогументация которых не оставляет никаких сомнений в их верности.
Для мусульманина, который твердо соблюдает заповеди своей религии, должен быть единственный критерий познания истины - это сила аргумента, очевидность доказательства, но не известность суждения или большое количество тех, кто высказывает его или придерживается.
Ибн Хазм пишет:"Мы обнаружили у Абу Ханифы, аш-Шафии и Малика сотни вопросов, относительно которых каждому из них принадлежит суждение, которые до них не высказал никто из мусульман. И мы были этим удивлены!"
"Мусульманин ... должен смело применть любую норму, которая имеет обоснование и скоторой согласны его разум и сердце, даже если она входит в число неизвестных норм. Автор продолжает:"И пусть егоь не отпугивает то, что в этой норме заключается облегчение для людей, поскольку наша религия несет только облегчение и милость."(Подробнее об этом: В достоверном хадисе передается, что Айша сказала: «Когда бы Пророк ни вставал перед выбором между двумя решениями, он выбирал самое легкое»(Бухари, №6786, Муслим , №2327.). Всевышний Аллах говорит в Коране: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран, 2:185.).
Не стоит также бояться менять свое мнение - сподвижники меняли свое, и имамы мазхабов - тоже. (Иногда это было связано с тем, что они находили новые, неизвестные им ранее хадисы, или менялись обстоятельства.)
(Юсуф аль Кардави, современные фетвы, с.121-140)
Ну и наконец, хотим напомнить, что собственно источником правовых норм(как и всего Ислама вообще) является исключительно Коран и Сунна(мусульмане верят, что, Сунна - тоже вдохновленное Аллахом руководство Пророку, но Пророк и не настаивал на боговдохновенности всех своих высказываний и четко разделял личные высказывания от божьих приказов. Разделяют и мусульмане. Подробнее о Сунне см, например, здесь(п. 4) и здесь), откуда люди и извлекают все правила фикха, правовые нормы. Извлекают люди. В меру своей испорченности. Конечно, нужно иметь соответствующие знания и вообще ум, но в любом случае(даже имея все это), люди могут ошибаться. Непогрешимыми являются только эти два источника- Коран(но нужно знать язык или должен быть правильно переведен, а также нужно понимать, отличать частное от общего, знать историю ниспослания чтобы понять контекст, без этого смысл может перевернуться на 180 градусов, не вырывать из контекста и т.д. Есть даже целая наука, экзегетика, там обо всем этом и говорится.) и Сунна(но хадис должен быть обязательно достоверный, и к тому же правильно понят. Опять-таки, есть целая наука, хадисоведение). Подробнее об этом здесь(о сунне в целом, п.4),и здесь(в самом конце. Здесь - то же самое, от ученых).
Про переводы Корана: https://rus-islam.blogspot.com/2016/03/spisok-knig-dlia-novoobraschennogo-musulmanina.html
Бывают ляпсусы и при переводе Корана. Например, византийские переводчики перевели "Самад" как "цельнокованный". Это ж надо постараться, учитывая отношение Ислама к идолопоклонству(крайне негативное). И то, что о Боге говорится "Единый, Самодостаточный. И нет никого равного или подобного Ему". (Стоило бы перевести как "Един" или как "Самодостаточный".)*** Подробнеее об этом случае в книге "Ислам не такой", пункт 32.)
Не свободен от ляпсусов и перевод Кулиева, про другие переводы я уж не говорю. Поэтому я советую класть перед собой несколько переводов Корана параллельно. Можно еще и оригинал, если хорошо понимаете арабский. 
_________________________________

** Текст привожу по памяти, лишь примерно, сборника хадисов нет под рукой. Как найду, могу привести номер, и скопировать текст точно. Была такая история, что Пророк сказал совершить вечерный намаз, только достигнув места бану(племени) такого-то. Время намаза уже подходило к концу, а сподвижники все еще не достигли того места. Тогда один из них встал и совершил намаз, а другой совершил только после того, когда действительно достиг земель того племени, хотя время намаза уже вышло. Один решил, что Пророк имеет в виду скорость(что нужно доехать до того места быстро, до времени ночного намаза), а другой понял буквально. Они обсудили это, сделали, как написано выше, и решили, что спросят Пророка, как только вернутся. Когда они спросили Пророка, он сказал им:"Ты - прав, а тебе двойное вознаграждение"И рассказчик не помнит, которому из них Пророк сказал "прав", а кому "два вознаграждения. "
Снова напомним также хадис про Муаза ибн Джабаля: Пророк(с.а.с.) отправил Муаза ибн Джабаля наместником в Йемен и спросил его:"Как ты будешь принимать решения?" Муаз:"По книге Аллаха". Пророк(с а с):"А если там не найдешь?" Муаз:"По сунне пророка Его". Пророк:"А если и там не найдешь?" Муаз:"Тогда буду принимать решение на свое усмотрение, не растеряюсь." Пророк сказал:"Хвала Аллаху за то, что помог Посланнику Аллаха в том, что любит Всевышний и чем Он доволен"
*** Речь идет о 112 суре Корана:
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
"Скажи: «Он - Аллах Единый,
Аллах Самодостаточный.
Он не родил и не был рожден,
и нет никого равного Ему»". (В переводе Кулиева)

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
"Скажи: «Он – Аллах – один [нет у Него сотоварища],
Аллах – Един (Своей сущностью);
Он (никого) не родил и (Сам Он) не был рождён,
и не стал Ему равным ни один [Ему нет ни равного и ни подобного]! »" (В переводе Абу Аделя.)

No comments:

Post a Comment