Saturday, April 1, 2017

Кто "водится" в русскоязычном исламском сообществе

Мы, редакция rus-islam, решили опубликовать этот текст. Недавно снова был запрос на подобный текст. Этот текст был написан одним из нас(а мы, напомним - это не только Али и Сафья, но и Руслан, а также несколько авторов-друзей, предоставивших те или иные тексты для этого сайта) для другого человека(как ответ на его вопрос), и мы решили не писать то же самое опять и опубликовать этот текст. Тексту чуть меньше двух лет, но с того момента ситуация почти не изменилась. Редактура минимальна - знаки препинания, опечатки. Пояснения и ссылки, если таковые будут - как обычно, в скобках и курсивом, с пометкой "rus-islam".

"Теперь кратко о том, "кто водится в русскоязычном исламском сообществе". И не только русскоязычном. Это все из опыта. В этом разобраться самому сложнее всего, именно по этому нет практически правдивой непредвзятой информации, и каждый(каждое течение) вещает от имени ислама, так что если слушать"все что говорит ислам", получается полный салат, и зачастую информация сама противоречит себе(по фактам), я уж не говорю по духу. (Это потому, что никто не называет себя, а каждый говорит, что ислам говорит то-то и то-то , вместо того, чтобы говорить- "мы говорим то-то и то-то".)
Поэтому кратко- вот кто присутствует. Все по собственному опыту. Все мусульмане делятся на суннитов и шиитов. Я(здесь и далее, "я" = "автор этого текста" -rus-islam) - суннитка. Если брать умеренных шиитов(а бывают еще неумеренные, там одно течение другого чудней), то они(как ни удивительно!), к суннитам наиболее близки(Намного ближе, чем иные течения, которые называют суннитскими)(мнение автора и редакции rus-islam). Разница минимальна. По сути, разница состоит в том, что сунниты признают, что у власти законно быть кому угодно, а шииты- что только потомку пророка Мухаммада. Есть еще некоторая разница в праве, но она не столь велика и не принципиальна(насколько я знаю правовую разницу.) Это все об умеренных шиитах. Шиит в наших местах- птица редкая. Большинство же их в Иране, и много - в Ираке. Прилично в Азербайджане. В остальных же странах присутствуют в основном сунниты. Шиитов, пожалуй, лично я знала меньше всего. Тех, кто знала - в основном адекватны. Шииты назвали себя шиитами очень давно и исторически отделились первые(меньше 100 лет от начала ислама). Насколько я знаю, противоречия были больше исторические, чем собственно религиозные. Держатся шииты обычно несколько замкнуто. Хотя заключать брак с шиитами можно, сами шииты, как правило, предпочитают жениться на своих. Крайних шиитов не видела, хотя они однозначно существуют, и вот там бывает иногда, что религиозные убеждения от именно ислама ну очень отличаются.
Сунниты. Вот суннитов в мире и в России  и, думаю, в Украине, большинство.
Обычно когда начинают говорить о суннитах, говорят "суннит такого-то мазхаба". Пусть вас это не путает. Мазхаб - это правовая школа, то есть разница, грубо говоря в том, например, что при омовении ЛУЧШЕ протирать голову один или три раза(хотя все согласны на том - что обязательно - один, и этого вполне достаточно.)Религиозных противоречий между мазхабами нет, и они друг с другом не враждуют, друг друга признают правильными и никак не ограничивают. А если кто-то говорит, что враждуют, то враждует в них что-то другое, а не мазхабы(Например, салафит не переносит суфия какого-то мазхаба, и вместо того, чтобы назвать себя(и оппонента) подлинным именем, говорит, что ему противен мазхаб). Кстати, есть люди, которые и не придерживаются какого-то мазхаба. И не все из них салафиты, как мы увидим дальше. Порой это просто европейцы, пришедшие в ислам, да кто угодно. Придерживаться мазхаба не обязательно. Об этом говорят даже сами основоположники мазхабов.
Салафиты. Называют себя "ахлю-ль-сунна ва ль джамаа"(хотя это неграмотно- с арабского переводится как "община суннитов", а сунниты- это все, кто не шииты. Так что в ответ на вопрос "кто ты?" так отвечать, это бессмысленно, ибо сунниты, это и почти все остальные тоже(кроме шиитов). Так что совершено неинформативно и бессмысленно). Еще называют себя последователями праведных предшественников. Хотя читают они то же(те же книги), что и все остальные, и получить какие-то особые знания о праведных предшественниках, которых нет у всех остальных, им неоткуда. Более того, из того, что сохранилось от праведных предшественников, информация частенько говорит против них(против их взглядов).(rus-islam: Если не по "букве"(хотя и по ней тоже), то уж "по духу"- точно. Это хорошо заметно, когда читаешь сборники хадисов. Многие салафиты страдают тем, что берут ситуацию вне контекста, а это порой переворачивает ее с точностью до наоборот. Ученые ислама единогласны, что понимать аят или хадис вне контекста недопустимо. То же говорит и обычная логика. Выдуманный пример: кого-то посадили в тюрьму. Описывается заседание суда, где от досады преступник плюнул. Из отрывка(если читать только его) можно сделать вывод, что именно за это его и посадили в тюрьму, если не знать других тестов об этом деле или биографии преступника. Конечно, зависит насколько подробно описано(об этом смотри чуть дальше), но, я думаю, вам не составит труда написать или вообразить этот текст, чтобы он выглядел именно так. А теперь подробнее: в русскоязычных сборниках хадисов часто упоминается даже не весь тест хадиса, не говоря уже о контексте. Особенно этим грешит "Сахих-аль-Бухари" в ныне существующем русском переводе. Про него мы уже писали раньше (вот здесь(начиная со слов "Кстати, не спешите хвататься за сборник Бухари" или здесь (в комментарии)), а также - о том, что за него вообще не стоит браться, не имея твердых, полных и фундаментальных знаний об исламе, не услышав всего спектра мнений по разным вопросам, существующих в исламе, а также трезвого критического мышления. Но не учитывание контекста, это скорее не вина салафитов, а беда. Во-первых - то,что уже сказано о сборниках, во-вторых, это же нужно знать, что обязательно воспринимать в контексте. А вот следованию "форме"(просто привычкам быта арабов того времени, которые исламом не предписываются и вообще не имеют к нему отношения) у них зачастую уделяется много внимания, зачастую чересчур много. Определенные привычки в одежде, сидение на полу, и т.д. Примеров множество.)  Тем не менее, утверждают, что праведные предшественники думали точно как они, да так уверенно, будто влезли им в голову. Из встреченных мною - самые тенденциозные, самые неадекватные, экстремисты, все усложняющие, порой ретрограды и ханжи.(таков был опыт автора, но даже она не утверждает, что все до единого салафиты таковы. Но говорит, что из всех встреченных мусульман больше всего указанными качествами выделялись именно салафиты.-rus-islam) Кстати, отличаются особой агрессивностью, позицией "только так и не иначе" и высокомерно- уничижительным презрением ко всем остальным. Кстати, националисты и шовинисты всех мастей чаще всего встречаются именно среди них. Из тех салафитов, кого видела - в основном "простые" ребята, не особо обремененные интеллектом, кругозором и логическим мышлением. Правда, бывает и "золотая молодежь"(дети богатых родителей), и "технари"(инженеры), но редко. Характерные особенности- педалирование тем ширка(многобожие, они его ищут везде), куфра(неверие, тоже ищут везде, порой обвиняют в нем мусульман(Что с т.з. мусульман запрещено - есть хадис, текст не дословно, но смысл такой: Если мусульманин называет другого неверным, то один из них становится неверным. То есть, если тот, кого назвали неверным, таковым не является, то назвавший другого таковым ставит под угрозу свою собственную веру). И вообще, согласно исламу - определять, кто есть верный, а кто неверный, может только Бог - такой вывод делают ученые из аятов Корана. Еще одна главная тема - джихад(так они именуют"священную" войну(то есть если кто немусульманин, и не хочет принять ислам, или в чем-то с мусульманами(с ними, если точнее, но они это так не озвучивают)не согласен или противостоит им.) На самом деле - в исламе законна только оборонительная война(ежели кто убивает мусульман или изгоняет мусульман из жилищ или убивает и пытает за исповедание ислама), вне зависимости от вероисповедания нападающих, и до тех пор, пока агрессия(убийство, изгнание из домов) не прекратится(про оскорбление или идеологическое противостояние ничего нет!). Принуждать же к принятию ислама запрещено, см. Коран(2:256) и множество хадисов.(подробнее на эту тему можно почитать по ссылкам: -rus-islam)) Салафиты также объявляют(многие из них) джихад шестым столпом веры, а он таковым не является и никогда не являлся. Еще одна любимая тема- "враги ислама"(сионисты, американцы, зеленые человечки, список можно продолжить). Если что-то случается, это "козни врагов ислама". Причем в их произведениях эти "козни врагов ислама" употребляются регулярно, даже если к теме не имеют никакого отношения. Такое ощущение, что "врагам ислама" заняться больше нечем и вся их жизнь представляет собой, что они сидят и круглосуточно строят козни. Причем они повсюду, везде все прослушивают, устраивают информационные диверсии и всячески гадят на каждом шагу. Даже если мусульманина обсчитали в магазине, это непременно закрался коварный враг ислама. Короче, о салафитах можно говорить долго. Еще они крайне любят все усложнять(с уклоном в запрещение), и спорить(причем частенько сыплют цитатами, так что глупыми и невежественными не выглядят. Еще одна фишка - докапываться до окружающих с вопросом:"Какая твоя акыда?" Если хотите, могу об этом вопросе подробнее. Еще одна тема - хиджра(переселение то есть. Они утверждают, что негоже оставаться на "немусульманской земле" и надо переселяться, желательно - в Саудовскую Аравию.) Согласно же мусульманским ученым - хиджра допустима и обязательна в трех случаях(и ни одним больше!):1. вас(или вашу семью) убивают(или пытаются), за то, что вы мусульманин. 2. Вас(или семью, опять же) изгоняют из дома(централизованно, опять же, а не ваш отец в обиде на то, что вы стали мусульманином, выгоняет вас из дома) за то, что вы мусульманин. 3. Вам не дают(запрещают,то есть) исповедовать ислам и исполнять основные обряды ислама(опять же, на государственном уровне, а не "дворник косо посмотрел")(чаще всего водораздел проводится по запрету намаза. То есть даже если будут запрещать мтроить минареты, ездить в хадж, даже держать пост - ничего, а вот если намаз - то уже не годится, надо переселяться(предварительно надо попытаться повлиять на ситуацию, бескровно, разумеется). Так говорят ученые, большинство их. Кстати, однозначно, и это признается учеными, и именно таков был пример Пророка: если невозможно повлиять на ситуацию - сначала переселение(их было аж два, в Эфиопию, а затем в Медину), и только потом - военные действия( когда их окружили со всех сторон в Медине). -rus-islam). Ничего из этого в настоящее время не присутствует. И ученые совершенно официально говорят, что сейчас хиджры нет.
Теперь о грустном. Салафитов в России много(иногда кажется, что большинство, из за особой настырности и громкости). Они буквально оккупировали интернет - 9 сайтов из 10 по исламской тематике - их. Причем сайты часто клоны друг друга. К слову, еще шесть-семь лет назад это было не так. Пополняются их ряды в основном из "простых ребят".
Знаменитый ресурс - салаффорум. Там порой разгораются целые научные дискуссии, хотя дословное цитирование есть, пониманием цитируемого часто обижены(зачастую цитируется аят или хадис, который к обсуждаемой теме не относится никак. Но они этого не знают.)
О распространении - Саудовская Аравия(там течение зародилось) и некоторые страны Залива. Есть на территории бывшего СССР(это "привозные", как и на территорию России). Особенно густо и радикально- на Кавказе. Так что с любым кавказским источником нужно вдвойне осторожно, увы. Кавказ вообще - отдельная история. Там идет столкновение радикальных салафитов с радикальными суфиями. Оба - крайне темные и непросвещенные, с большим градусом радикализма и цеплянием за местные традиции. Есть, конечно, и там нормальные, умеренные, просвещенные мусульмане, но это единицы. Так же и в Саудовской Аравии - есть даже нормальные ученые, хотя там ядрёный салафизм - государственная идеология.
Теперь коснемся истории. Ваххабизм и салафизм - одно и то же? Утверждать не буду, информации об основателе течения крайне мало, и вся неадекватная. Было оно в 18 веке в Саудовской Аравии. На постсоветском же пространстве "ваххабит" было одно время "обзывалкой" для названия любого мусульманина. Хотя ладно, быльем поросло.
Но есть кое-что поинтереснее. Времена Пророка. Он предсказал появление течения, но не назвал."Абу Саид аль-Худри передает следующее:«Мы были возле Посланника Аллаха, когда он распределял военную добычу. В это время подошел один человек по имени Зуль-Хувайсира из племени Бану Тамим. Он сказал: «О Посланник Аллаха, будь справедливым». Посланник Аллаха сказал: «Горе тебе, Если я несправедлив, то кто вообще справедлив. Поистине, если я не буду справедливым, то буду в убытке». Умар бин аль-Хаттаб сказал: «Разреши мне, о Посланник Аллаха, и я снесу ему голову». Посланник Аллаха ответил: «Оставь его. Поистине, у него есть товарищи, такие, что на фоне их намазов, ваши намазы будут казаться вам ничтожными, на фоне их постов, ваши посты будут казаться вам ничтожными. Они читают Коран, но он не проходит дальше их глоток. Они выходят из ислама, подобно стреле выходящей из дичи…»(Бухари, Муслим). Также упоминается, что их слова хороши(или будут говорить словами лучшего из творений), а дела плохи; бритые головы, запавшие глаза и всклокоченные бороды. Это в других хадисах. а также, что будут убивать мусульман и призывать немусульман. (Достверность всех хадисов не проверяли, можете сами посмотреть.-rus-islam)
А теперь о внешних признаках салафитов. Часто можно наблюдать бороду лопатой, злобу и закатанные штаны. Особое внимание уделяют бороде (она всего лишь сунна, а не фард и не ваджиб), но они, если увидят кого-то без бороды, непременно докопаются. Буквализм(понимают все буквально). Из ученых признают в основном Ибн-База, ибн Усеймина, ибн Теймию. Последний жил примерно тысячу лет назад, и о них ни сном, ни духом. Причем, более того, в некоторых случаях их коренным образом опровергает. Например, он отвергает вечность пребывания в аду для неверующих(столь любимая ими тема). См. в книге Тауфика Ибрагима. Кстати, именно по милости салафитов(они "приплели" Ибн Таймию к своему учению) его(и их) поливают суфии.(А салафиты поливают суфиев и всех остальных). На аватарках у салафитов часто мечи и черное, и т.д. Короче, увидите - поймете. У каждого течения есть характерный "запах". Порой слышите какое-то якобы положение шариата или мнение или даже хадис(потом оказывается, что недостоверный), и чисто интуитивно чувствуете - ну чем то таким крепко суфистским(или каким-то еще) несет! Знаний нет - доказать или опровергнуть, но внутренне не принимаете. Потом проверяете - так оно и оказывается - вымысел этого течения. Со временем научитесь все эти штуки чуять за версту. Так что правильно делаете, что доверяете интуиции. Редко она обманывает, даже если"все чисто", но вот что-то(какой-то привкус) не так.
Вывод о сходстве иди несходстве описанного Пророком течения и салафитов можете сделать сами.
Суфии. Культ аскетизма, тяга ко всякой сверъестественности с христианским уклоном. Человек - существо грязное, низкое, бедное, слабое, униженное и грешное.(Исламу не соответствует). Привнесение в ислам непонятных обрядов и созерцательность. Тема - "исправление естества" и стирание(подавление) я/души/эго(называется "нафс"). Исламу не соответствует. Природа/естество("фитра") человека в исламе счиается чистой и прекрасной, а ее искажение - грехом("и прикажу искажать творение Аллаха",- говорит Сатана(Коран, 4:119),- "и обезать уши у скотины"(так что всякое искажение не приветствуется). А также (Коран, сура 24) о человеческой природе говорится -"свет". "Свет на свете"- говорится в аяте о природе человека, которая просуммировалась с верой в Божественное руководство. 
Свет и естественное руководство - говорят о человеческой природе(и природе всякого живого существа)-инстинкты, строение, здравый смысл, стремления, "я" - да все, что можно объединить словом "естество"(Фитра). Сюда же можно добавить и то, что называется естественная вера. "Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый человек рождается на фитре (т.е. с определенными качествами), и только родители делают его иудеем, христианином или огнепоклонником". (аль-Бухари). И из этого ясно, что фитра есть единобожие и ислам.""«Вот твой Господь вынул из поясниц сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я – не ваш Господь?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем». Это – для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: «Мы не знали этого». Или же они не говорили: «Наши отцы были многобожниками раньше нас, а мы были всего лишь потомками, которые пришли после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что совершили приверженцы лжи?» («Преграды», 172–173)." Один из журналов говорит(кстати, журнал так себе):"Если эта фитра подавляется, уходя под толщу противоречащей идеологии, ценностей и законов, то только благодаря пожеланию Самого Всевышнего человек очищает свою фитру и возвращается в религию Аллаха. И ведь только Аллах направляет на правильный путь и отчуждает от него.
То, что люди становятся искренними мусульманами, происходит по причине очищения их фитры. В человеке пробуждается его врожденное свойство, предназначение, заложенное в нем Аллахом.
И ведь фитра – это не только физическое очищение (согласно Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стрижка лишних волос, подстригание ногтей и др.), но и определенное духовно-идеологическое состояние.". Вторым светом /божественным руководством называют ученые веру, единобожие и закон Бога и все, что с этим связано). Именно соединяясь, свет фитры(естественное руководство) и свет веры(божественное руководство и дает нам нормального верующего человека.
Ни одно без другого в человеке не укореняется. О подавлении эго тоже не правильно-"и у души твоей есть на тебя право": Сообщается, что Абу Джухайфа Вахб бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: "В своё время Сальман и Абу-д-Дарда побратались друг с другом благодаря Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, а когда Сальман пришёл навестить Абу-д-Дарду и увидел Умм ад-Дарду(жену Абу Дарды -примечание rus-islam) в поношенной одежде, он спросил её: «Что с тобой?» Она сказала: «Твой брат Абу-д-Дарда не нуждается в (благах) мира этого». (Тем временем) пришёл и сам Абу-д-Дарда, который приготовил для (Сальмана) еду. (Сальман) сказал: «Поешь». (Абу-д-Дарда) сказал: «Поистине, я пощусь». Сальман сказал: «Я не стану есть, пока не поешь ты!» И он поел, а когда настала ночь, Абу-д-Дарда встал на молитву. (Сальман) сказал (ему): «Спи», - и он лёг спать, но (через некоторое время снова) встал на молитву. (Сальман снова) сказал: «Спи», - а в конце ночи Сальман сказал: «Теперь вставай», - и они совершили молитву, а потом Сальман сказал ему: «Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом то, что по праву принадлежит ему!» А потом (Абу-д-Дарда) пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и рассказал ему об этом, Пророк же, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Сальман сказал правду»." (Аль-Бухари).
Вообще же, в исламе строго запрещено безбрачие, монашество и тому подобное. Суфии в чем-то похожи на христиан.
Они делают упор на такую униженно-ограниченную духовность. Кстати, часто они печатают хадисы, которые недостоверны, а зачастую и прямо выдуманны, так что с их изданиями надо осторожно- не стоит восринимать на веру все хадисы, что упомянуты там. Причем, естественно, упоминают хадисы, которые говорят о душевности и аскетизме, а о другой стороне - деятельности, изобилии, практичности, радости, способности защитить самому себя - не упомнают, хотя сунна ими буквально проникнута. Также они слепо повинуются своим шейхам(они считают, что путь в исламе без шейха невозможен. В исламе же человек наедине с Богом), обращаются с дуа к мертвым(в Исламе же можно обращаться с дуа, просить только Аллаха, только он слышит и может помочь), считают, что мертвым доступно сокровенное(ничего им не доступно, и дуа они не слышат. Только Аллаху доступно сокровенное, и никому больше. Даже пророкам). Вообще же в Исламе сверьестественной силой обладает только Аллах, только Он обладает сверхьестественным знанием, и только к нему можно обращаться с дуа и молиться. И только Он - непререкаемый авторитет в знаниях(часть их он ниспослал через пророков). Суфии - исторически - малограмотная народная масса, принимающая на веру росказни и сказки, бегающая за всякими странствующими факирами и местными праведниками. Им нужны наглядные чудеса. И чем красочнее, тем круче. Они же - исторически часто образовывали каолицию с правителями и силами правительства "травили" ученых(13-14 века). Еще суфизм считает - что весь мир сотворен ради Мухаммада(с.а.с)- согласно же исламу - ради истины(Коран 15:85) Признаки суфиев - много всего, но часто слово"духовность". Мне приходилось их видеть не очень часто, но у меня уже стойкая аллергия на слово "духовность", на них самих, и на все, что с ними связано. Еще часто- у них журнальчики с картиками- тюльпанчики там, тапочки, цветочки, небо голубое - загляденье. В России большинство привозной суфийской литературы - из Турции. Так что если видите, что автор из Турции - или переводное с турецкого - советую насторожиться. На втором месте - Кавказ. Хотя не всегда. А вот Турция - это практически гарантия.(Вот ирония судьбы! В Турции я лично прожила почти пять месяцев, она совсем не такая. Дух страны не такой. Я недоумеваю - где они таких авторов находят? Есть отдельный тарикат, но он очень малочисленный, довольно закрытый и в религиозной жизни явно не занимает значимого места.)
Вы скажете - это все? Нет, не все, есть мусульмане, которые умеренные, адекватные, прорессивные, и ни относятся ни туда, ни сюда(ни к суфиям, ни к салафитам, ни к "народному исламу"-о нем чуть дальше). И их не так мало. Например, Шамиль Аляутдинов. Ну или я. Или кто-то из моих друзей. При этом мы с Шамилем очень разные - ценности, менталитет. Но именно за это -умеренность, адекватность, прогрессивность - я его очень уважаю и поддерживаю. И смело отправляю всех к нему на сайт - я точно знаю, он "не напортачит"- откровенной костноти, экстремизма или грубейших ошибок у него нет. Хотя, я считаю, ошибки есть, но нечасто, и не фундаментальные, и вообще - я бываю с ним несогласна - но это нормально - у каждого свое мнение.(Мы считаем, что есть отдельные проявления косности и места, где он неправ, шокирующие нас, но они "локальные"- тут же, чуть в сторону, в этом же вопросе, и снова все нормально. К тому же, они очень редки. Просим помнить, что это наше ,rus-islam, мнение, а с мнениями, вы помните, какая история - можно быть не согласными. И с нашим, и с его, и еще с чьим-то. И нам он тоже очень симпатичен, и  Салафиты как только таких людей не называют -и еретиками, и "прогибающимися под Европу". Ничего подобного- все это-умеренность, адекватность, прогрессивность - есть в САМОМ исламе, внутри, именно изначально, естественно, и в ядре. Об этом очень хорошо рассказывает книга Тауфика Ибрагима, полно, и с конкретными многочисленными примерами.
По поводу"войны",салафитов, косности - это тоже разьяснено у Тауфика Ибрагима.
Кто такой "народный" ислам? Это обрывки знаний, доставшиеся"от дедушки", перемешанные с народными традициями и сказками. Все это сдобрено изрядной долей косности и слепым следованием традициям. Часто имеет примеси суфизма - он, как мы помним, был главной формой "невежественного" ислама.Это именно они- ярко красят губы и носят косынку, танцуют на дискотеках, при этом отличники и"первые мусульмане на деревне" и лучше всех все знают. На самом же деле - мало что знают, и ничего больше знать не хотят. (Кстати, нередко бывают не меньшими ханжами, чем салафиты, а  зачастую - даже большими. Как это сочетается с вышеописанным?Да вот как-то сочетается. -rus-islam)Как личность тоже обычно развиваются слабо, а если и развиваются - то при хорошем раскладе становятся умеренными, прогрессивными мусульманами. При не очень хорошем - идут в богатые люксовые(и очень театрализованные) суфии- иногда целыми кланами.



Хочется добавить - есть и четвертая категория, различные политические движения, прикрывающиеся исламом. Как пример - Хиз-ут-Тахрир. Движений таких немало, названия могут меняться. Зачастую могут не иметь даже базовых знаний по исламу, правда, так бывает не всегда. Могут использовать псевдоисламскую риторику и антураж, звучать может впечатляюще и даже довольно достоверно. Иногда любят "собрания" на квартирах. На территории РФ они есть, а также некотрые из них запрещены. Активно "проповедуют" в социальных сетях. Впрочем, не только они, но и вербовщики всех мастей;  а также иногда и салафиты с суфиями. 

В целом, в тексте есть некоторые обобщения и упрощения(скажем, некоторые шииты признают временный брак, сунниты - нет - это практическое различие, которое на практике будет заметно, но таких различий минимум, и большинство из них менее значимые, чем это; считается, что не все суфии(по крайней мере, исторически) допускают испрашивания чего либо(чаще всего говорят - "заступничества", но и такого в исламе нет, и это недопустимо), хотя их общин очень много, и различия в частностях могут быть очень сильными, вплоть до с точностью до наоборот. В том числе, как считается, и потому, что суфизм весьма охотно усваивал элементы и концепции других религиозных и философских систем, в частности, зороастризма(и не удивимся, если христианства!), местных языческих верований, народных традиций, и пр. Но есть и общие моменты, "общий дух", как нам кажется, передан правильно.
Также, подчеркнем, что автор не обвиняет кавказцев в невежестве, а говорит, что невежественны в подавляющем большинстве тамошние радикалы(от обоих лагерей). Невежественны радикалы не только оттуда, в частности, в Египте в 70-80-х годах было исследование, так среди египетских радикалов не нашлось ни одного ученого(ни одного!), а их было немало.
Также, надеюсь, мы смогли ясно озучить(нашу и ученых) мысль, что ученые считают недопустимым воспринимать и трактовать аяты вне ситуации ниспослания, и ситуации, к которой относится аят, а также без учета других аятов. А хадис - без учета, ситуации, к которой относится хадис, вне учета, когда и как это сказано, вне учета исторических реалий(например, что-то было дорогим или дешевым, кто-то вел с кем-то на тот момент войну; напиток, название которого нам ничего не говорит, был спиртным(или ядовитым, например) и т.д., без учета достоверности хадиса, а также без учета аятов и смысла других достоверных хадисов. Поэтому мы скорее рекомендуем читать тафсир Аляутдинова, чем того же Кулиева(с Кулиевым вообще много проблем, увы.)
В целом, как мы уже сказали выше, в тесте есть некоторые упрощения и обощения, без которых, наверное, и не возможно осветить столь объемную тему, но они очень невелики, и общая картина передана, на наш взгляд, очень верно.
И еще небольшое дополнение: нередко те же суфии называют всех, кто с ними хоть в чем-то не согласен, салафитами, ваххабитами и т.д., а салафиты(и другие подобные) - суфистами, заблудшими, а то и как-то похуже. А совпадать ни с теми, ни с другими по всем вопросам, иначе, как быть частью одного из их течений, практически невозможно(вопросов-то много!), (да и не надо, впрочем.) Вот и получается, что иногда одного и того же человека одни "величают" "каким-то суфистом", а другие "ваххабитом", при этом на практике он может не иметь отношения ни к одному течению, ни к другому, более того, противоречить им обоим. Сложно представить, как те и другие называют меня(Сафью то есть). Впрочем, чего представлять, уже назвали: "да ты вообще "непонятно кто""(с). То есть, если кого-то назвали, скажем, суфием, а вам это течение не симпатично, стоит, конечно же, повнимательнее приглядеться, а что послужило почвой для подобного высказывания, но в то же время не стоит сразу принимать подобное высказывание за чистую монету.

Список ссылок по теме:
Салафизм и около. Украина: http://umma.ru/otvety/krajnie-vzglyady/540-krajnie-vzglyady,начиная со слов "Уважаемый Шамиль! Я живу в почти миллионном городе"
Суфизм. Радикализм.:http://umma.ru/otvety/krajnie-vzglyady/540-krajnie-vzglyady, начиная со слов "Шамиль-хазрат, может быть, вы меня помните, ".
Список не окончен.
  • Add to Phrasebook
    • No word lists for Turkish -> English...
    • Create a new word list...
  • Copy

No comments:

Post a Comment