Sunday, April 30, 2017

Картинки из жизни средневекового Арабского востока

Статья отсюда:
http://islam.com.ua/kultura/18109-2014-06-23-06-35-39
Темы красивой жизни мы уже касались здесь:http://rus-islam.blogspot.com/2016/10/islam-i-krasivaya-zhizn-islam-and-beautiful-life.html
А эту статью можно считать этаким упрощенным и научно-популярным рассказом. При нежелании вникать в детали или для первого знакомства, для неподготовленного зрителя - самое то. Единственное, что ничего не могу сказать про Трафальгарскую площадь; не знаю технологию строительства упомянутых многоэтажных домов, но факты об их существовании встречала не раз, в разных достаточно авторитетных для меня источниках; про то, что туалеты сообщались с грунтовыми водами - очень сомневаюсь, потому что ислам запрещает справлять нужду у и в источники воды; а про багдиры (в тексте они названы башнями, а также кондиционерами) постаремся рассказать в одной из следующих статей. Остальное подтверждаем. (Сафья, rus-islam.)
Копия текста, на всякий случай, под катом.

"Знаете ли вы, что именно на арабском языке произносят свои молитвы мусульмане  последователи одной из трех мировых религий, Ислама, который сегодня исповедуют сотни миллионов обитателей Земли? Причем число последователей этой веры постоянно растет. По прогнозам ученых, в следующем столетии мусульмане могут стать большинством даже в таких далеких от Ближнего Востока странах, как США!
Вы, наверняка, никогда не задумывались, что многие из окружающих вас людей носят имена и фамилии, имеющие арабское происхождение — зная арабский язык, можно легко перевести большинство имен жителей Средней Азии, Татарии, Башкирии, выходцев из других регионов, где традиционно исповедуется Ислам.
Вот, например, известный политический обозреватель Фарид Сейфульмулюков. Имя Фарид значит «единственный, не имеющий себе равного», а фамилия образована от арабского титула «меч царей». Фамилия великой русской поэтессы Анны Ахматовой восходит к арабскому имени Ахмад («заслуживающий похвалы») и т.д.
Знаете ли вы, что в VII-VIII веках арабы в результате завоевания обширных земель и целых стран создали государство, простиравшееся от Испании на Западе до северных районов Индии на Востоке и от верховий Нила до южной Франции? Причем подобных завоеваний история человеческой цивилизации ни до, ни после этого не знала!
Не верите? Судите сами. Посмотрите на все величайшие империи, существовавшие на Земле: империя Александра Македонского, Римская империя, империя Чингисхана, Османская империя, Британская колониальная империя... Где они сейчас? Греция, Италия, Монголия, Турция, Великобритания — вот и все, что от них осталось. А там, где в средневековье простирался могущественный арабский халифат, сегодня существует более двадцати (!) арабских стран: арабский язык в них является государственным, их граждане считают себя арабами и чувствуют свое родство с жителями других арабских стран! Они объединены в Лигу арабских государств, часто с единых позиций выступают на международной арене…

Знаете ли вы, что по мнению ученых в большой степени именно благодаря арабам в средневековой Европе началось Возрождение (Ренессанс), благодаря которому европейская цивилизация стала тем, чем она является сегодня? Дело в том, что арабы выполнили роль связующего звена между античной и европейской цивилизацией, передав европейским философам и ученым мудрость мыслителей античного мира: именно в обратном переводе с арабского сумели европейцы в Средние века познакомиться с трудами Аристотеля, Платона, Сократа... Кроме этого, соприкасаясь с арабо-мусульманской цивилизацией в завоеванной арабами Испании, европейцы черпали знания и приобщались к открытиям, сделанным самими арабскими учеными. А вклад арабских ученых во всех отраслях науки был поистине огромен!
Оговоримся, что в данном случае под словом «арабский» мы подразумеваем тех ученых, мыслителей, путешественников и т.д., чьи открытия принадлежат средневековой арабо-мусульманской культуре, хотя по своему происхождению далеко не все они были арабами - так, например, о признании «своим» великого арабского врача и философа
Абу Али Ибн Сины до сих пор спорят узбеки и таджики…

Итак, знаете ли вы, например, что слово «алгебра» — арабского происхождения (ал-джабар)? Его ввел в научный оборот арабский ,вернее, среднеазиатский географ, математик и астроном аль-Хорезми. К стати, имя этого ученого (в латинизированной форме) сохранилось в современной математике — «алгоритм». Арабам принадлежат особые заслуги в развитии тригонометрии и других областей математики.
Знаете ли вы, что и слово «химия» (ал-кимийа) имеет непосредственное отношения к научным достижениям арабов? Кстати, и «алхимия», конечно, отсюда же. По иронии судьбы, именно арабским алхимикам, которым мусульманская вера не позволяла употреблять опьяняющие напитки, посчастливилось изобрести химическое соединение, названное ими ал-кухул — т.е. алкоголь, спирт! Многие из названий химических веществ и соединений носят арабские имена — например, «калий», «алкалоиды» и т.п.
Знаете ли вы, что заслуги арабов в области астрономии трудно переоценить? Посмотрите на карту звездного неба, и вы увидите там звезду Альтаир (ал-таир — птица), звезду Альдебаран, другие «арабские» звезды и созвездия. Арабские астрономы широко пользовались достижениями иранской, индийской и древнегреческой наук. Именно под арабским названием «Альмагест» сохранилось в истории произведение знаменитого астронома Клавдия Птолемея, написанное во II веке нашей эры.
В 827 году, при халифе Ма’муне, арабские ученые произвели измерение географического градуса. Погрешность на 111 километров составила всего один километр, т.е. менее 1%! Следующее измерение с подобной точностью сумели повторить в Европе только в XVI-XVII веках!

Знаете ли вы, какими великими географами были арабы? В то время как даже наиболее просвещенные европейцы верили во всяческие небылицы о неизвестных им морях и континентах, арабские купцы и путешественники отлично знали Африку, бывали в Средней Азии, Индии и Китае. В Китае даже существовали постоянные колонии арабских торговцев. Арабское происхождение имеют многие географические названия — например, Трафальгар (тараф ал-гар —«край пещеры»), Гибралтар (джабал тарик —«гора Тарика») и т.д.
Кстати, арабы, с которыми у нас прочно ассоциируется образ обитателей пустыни, были превосходными мореплавателями. Арабский лоцман Ахмад Ибн Маджид, оставивший потомкам «Книгу полезных глав об основах и правилах морской науки», в 1498 году провел суда флотилии Васко да Гамы к берегам Индии. Именно у арабов научились европейцы применению изобретенного китайцами компаса (а также и пороха!). О роли арабов в развитии морского дела свидетельствуют многочисленные морские термины и названия, имеющие арабское происхождение —«баржа» (от бариджа — пиратский корабль), «галера» (от гураб — ворон, название арабского военного корабля), а также «адмирал», «кабель», «муссон», «бизань», «арсенал»…

Знаете ли вы, что великий арабский врач Абу Али Ибн Сина, более известный под своим латинизированным именем Авиценна, является основоположником географической медицины, а его открытия в области фармакологии, диагностики и профилактики различных болезней дали огромный толчок развитию медицинской науки? Кстати, Авиценна был еще и выдающимся философом, создавшим свою философскую школу и имевшим многочисленных последователей. Другой арабский врач (а заодно писатель и путешественник) Абд ал-Латиф ал-Багдади осмелился подвергнуть сомнению утверждения самого Галена, бывшего в то время беспрекословным авторитетом для всех медиков: во время страшного голода в Египте, когда погибло множество людей, он получил возможность исследовать непогребенные человеческие останки и сделал вывод, что Гален ошибался относительно строения некоторых костей черепа…

Знаете ли вы, что средневековые арабы строили дома-небоскребы в 12 и более этажей, в которых были канализация и система вентиляции? Что уже тысячу лет назад они мылись с мылом в банях, где был горячий и холодный водопровод? Что для приготовления прохладительных напитков для средневековой египетской знати была налажена особая служба по доставке в Каир льда из горных районов Сирии? Что у египтян существовала государственная голубиная почта, а в Аббасидском халифате почтовые служащие являлись также и секретными осведомителями, доносившими в Багдад обо всех событиях в своем уезде?

Средневековые арабские города до сих пор поражают воображение историков: в них жили десятки тысяч людей, размещались военные гарнизоны, процветали ремесла, шумели огромные базары… Арабские зодчие, создавшие свой собственный оригинальный архитектурный стиль на основе синтеза стилей тех народов, которые вошли в состав халифата, возводили крепостные стены и дворцы, мечети и бани, огромные крытые рынки — кайсарии, жилые дома. Самая знаменитая не только в Египте, но, пожалуй, и на всем Ближнем Востоке крепость — могучая цитадель Салах ад-Дина — и сегодня возвышается на горе ал-Мукаттам, поражая воображение своими неприступными стенами и башнями.
Так же, как и много веков назад, украшают своим видом Каир величественные средневековые мечети. А вот жилым домам той эпохи повезло значительно меньше — уж слишком бурную жизнь уготовала Каиру его тысячелетняя история, чтобы они могли сохраниться до наших дней. И поэтому, чтобы представить сегодня, в каких домах жили египтяне лет семьсот тому назад, нам опять придется обратиться к сочинениям средневековых арабских авторов — историков, путешественников, хронистов.
«Что касается их домов, — пишет в начале XIII века арабский врач и путешественник ал-Багдади, — то их конструкция превосходна и устройство совершенно: редко оставляют в них место без внимания и без назначения. Дома их просторны. В большинстве случаев живут в верхних этажах. Окна своих жилищ они обращают к северу и благоприятным ветрам... Строят они из отесанных камней и красного кирпича».
Еще в Х веке прибывший в Каир из Ирана путешественник Насир-и Хусрау поражался высоте и размерам каирских «небоскребов». В своей «Книге о путешествии» он писал:
«Если поглядеть издали на город Миср (старый Каир), то кажется, что это — гора. Там есть дома в четырнадцать этажей друг над другом, есть здания в семь этажей.... Там есть базары и переулки, где постоянно горят светильники, потому что свет туда никогда не попадает».
Но как можно было в то время и при том уровне развития техники построить такой дом? Не обычное ли это для средневекового автора преувеличение? Вовсе нет! Судите сами (вновь рассказывает аль-Багдади):
«Если хотят построить большой дом, дворец или крытый рынок, то приглашают строительного мастера и поручают ему это дело. Он отправляется на место — песчаный холм или нечто подобное — и мысленно разбивает его и определяет его план в соответствии с тем, что ему предложено построить. Затем он отправляется на какой-нибудь участок этой площадки и застраивает его. Он завершает постройку так, что его можно заселять и использовать отдельно. Потом он отправляется на другой участок и продолжает строить таким же образом, пока не завершит застройку всех участков так, что нет недостатков и недоделок. Что же касается фундаментов, то они называются аз-зарубиййа. Возводят их с большим мастерством. Вот описание того, как это делают: яму для фундамента копают до тех пор, пока не появится сырость и не выступит вода. Тогда на эту влажную землю — после того, как ее разровняют — кладут раму из древесины смоковницы или подобного ей дерева. Толщина ее — две трети локтя (локоть — около 40 см), а диаметр — около двух локтей, как у той, что кладут на дно колодцев. Затем на ней возводят кладку из простых кирпичей и красных кирпичей аль-иджурр высотой примерно в две сажени, и она похожа на печь. Потом приходят “ныряльщики”, опускаются в этот колодец и копают там. По мере того, как появляется вода, ее вычерпывают вместе с глиной и песком. Копают также и под этой рамой, и по мере того, как расшатывается то, что находится под ней, она под тяжестью кладки, которую она несет, опускается. Когда же она опустится, спускаются в яму и копают под ней, а строители в это время надстраивают и поднимают ее. Строители продолжают надстраивать ее, а “ныряльщики” — копать под ней, и она под собственной тяжестью опускается, пока не встанет прочно на твердую почву и не достигнет уровня, известного им. Тогда переходят к постройке другой опоры, подобной этой, на одной с ней линией и на удалении от нее в четыре локтя или около того. Это продолжают делать по всей длине предполагаемого фундамента. Затем, после того, как эти колодцы засыплют, фундамент возводят как обычно, а они превращаются в прочные сваи для здания и в опоры, подпирающие и поддерживающие его».
Дома средневековых египтян (естественно, мы имеем в виду дома состоятельных горожан) были не только велики и просторны, в них можно было найти и некоторые — как бы мы сегодня сказали — удобства. Например, аль-Багдади рассказывает, что египтяне в своих домах «вырывают уборные до источников воды, и проходит много времени, а они не нуждаются в очистке». Ну чем не канализация, в которой роль сточных труб выполняют грунтовые воды?
В чистоте содержались не только дома, но и улицы города. Этим ведал специальный чиновник — мухтасиб, в обязанности которого входил также надзор за точностью мер и весов на рынке. Он следил, чтобы с улиц удалялась «засохшая грязь», а ночью вдоль улиц зажигались факелы.
Но вернемся в дом. «Редко встретишь дом без вентилятора, — рассказывает ал-Багдади. — Вентиляторы у них большие и широкие, ветер господствует над ними». Чтобы узнать по-подробнее об устройстве этих вентиляторов, обратимся к рассказу другого историка — Льва Африканского. По его словам, жара в Египте летом настолько сильна, что вся страна бывает выжжена. Чтобы спастись от этого во всех городах обычно строят особые высокие башни, имеющее одно отверстие в верхней части, а другое — у подножия. Эти башни создают тягу, направляя в помещение свежий воздух, приносящий немного прохлады. По утверждению другого автора, из-за этих вентиляторов в доме поднимался такой сквозняк, что обитатели дома были вынуждены кутаться в теплые одежды и даже меха!

Рассказывая о повседневной жизни средневековых арабов, невозможно не упомянуть о банях, посещение которых было излюбленным, а в некоторых случаях — и совершенно обязательным (например, перед свадьбой) занятием повсюду в арабском мире.
Бань средневековые арабы строили в своих городах превеликое множество: например, в каждом квартале Багдада, наряду с мечетью, можно было встретить и непременную баню. Некоторые средневековые историки утверждали, что в Багдаде бань было никак не меньше ... 60 тысяч. Впрочем, уж чего-чего, а преувеличить средневековые авторы ох как любили! Один из остроумных арабских историков по этому поводу даже написал как-то примерно следующее:
«Такой-то утверждает, что в Багдаде столько-то бань. Я думаю, что этам цифра слишком велика. Раздели указанное количество на два, и ты получишь сумму, близкую к истинной. Далее, он утверждает, что в Багдаде столько-то мечетей. Поступи с этим числом, как и в предыдущем случае, и ты приблизишься к истинной цифре».
Одним словом, делите все на два-четыре-шестнадцать, и не ошибетесь…
Уважали баню и жители Египта. Так, по утверждению историка Ибн Абд аль-Хаккама, в числе первых монументальных зданий, построенных сразу после основания новой столицы завоеванного арабами Египта — Фустата, в городе, наряду с дворцами и торговыми рядами, появились и бани. Причем владели банями обычно самые богатые и знатные вельможи. Известно, например, что несколько бань в конце VII века в Фустате принадлежало самому Абд аль-Азизу — брату халифа и наместнику Египта. Перенеся свою резиденцию в Хелуан во время чумы 689-690 гг., Абд аль-Азиз и там начал со строительства бань.
Что же представляла из себя средневековая арабская баня? Обратимся к уже упоминавшемуся труду врача и путешественника Абд аль-Латифа аль-Багдади «Книга уведомления и назидания относительно событий виденных и явлений наблюдавшихся в землях Египта", написанному в самом начале XIII века.
«Что же касается их бань, то в других странах я не видел более совершенно устроенных, лучше сделанных, более красивых и продуманных. Прежде всего, каждая из ванн вмещает от двух до четырех бурдюков. Вода течет в них, не иссякая, по двум желобам: горячая и холодная. Но прежде того она стекает в очень маленькую ванночку, приподнятую над бассейном. Смешавшись в ней, она перетекает в большую ванну. Эта ванна почти на четверть возвышается над полом. А на всю остальную высоту углублена в него. Купающиеся опускаются в нее и отмокают там. Внутри бани есть комнатки с дверьми. В помещении для раздевания также есть комнатки для знати, чтобы они не смешивались с простолюдинами и не показывали своей наготы. Это помещение для раздевания с комнатками хорошо устроено и отлично построено: в центре его — мраморный бассейн, а над ним — колонны и купол. И всюду здесь потолки с орнаментами, стены покрыты белыми полосами, а пол выложен мрамором различных сортов и оттенков. Внутренняя облицовка мрамором всегда лучше, чем наружная. Вазы там различных цветов и чистых оттенков. И если человек войдет сюда, он не захочет из нее выйти, так как даже если какой-нибудь вельможа построит себе чрезмерно дорогой дворец и дойдет в этом до предела возможного, тот все равно не будет краше ее.
Ее печи удивительно устроены: строят очаг, а над ним возводят свод с отверстием таким образом, чтобы языки пламени доставали его. По его краям прочно устанавливают четыре свинцовых котла, подобных котлам продавцов харисы, но только больше их. Эти котлы соединены в своей верхней части трубками. Вода из колодца по трубе поступает в большой бассейн, а затем из него — в первый котел, где она остается холодной, какой она и была. Потом она из него перетекает во второй котел, где немного нагревается, затем в третий котел, где нагревается еще больше, а потом — в четвертый, где нагревается до предела. Затем, из четвертого котла, она попадает в трубы, ведущие в баню. Вода не перестает течь и остается горячей при малейших затратах, незначительных усилиях и в кратчайшее время. Про эту операцию говорят, что она подобна естественному процессу в животе животного при переваривании пищи. Пища перемещается в кишках и пищеварительных органах, имеющихся у каждого животного, и по мере того, как она попадает на какой-либо участок своего пути, она проходит какой-нибудь этап пищеварения и какую-то стадию сварения, так что когда она приходит в последнюю кишку, она уже вся переварена.
Знай, что эти котлы все время нужно обновлять, так как от огня свинец в них убывает. Ты найдешь, что от первого котла, в котором находится холодная вода, убыло заметно больше, чем от того котла, в котором находится горячая вода. Это имеет естественные причины, но здесь не место об этом рассказывать.

Пол топки — и это там, где находится очаг — покрывают почти 50 ирдаббами (1 ирдабб в XII веке равнялся 108 кг) соли. То же делают и со дном печей, так как соль имеет свойство удерживать тепло».

Добавим к этому, что египтянам в XIII веке было известно и мыло. Тот же аль-Багдади сообщает, что «мыло у них нежное, красного, зеленого и желтого цвета». А вот и любопытный факт для сравнения: в Западной Европе (которая всегда мнила себя единственной цитаделью цивилизации и довольно брезгливо относилась к  «грязному» Востоку) в средние века мыться очень не любили. По утверждению историков, испанская королева Изабелла Кастильская, правившая в XVI веке, мылась лишь дважды в жизни — в день рождения и перед свадьбой, а парочка-другая европейских принцесс даже умерла от вшивости ..."

No comments:

Post a Comment