Tuesday, September 19, 2017

Искусство красивой жизни мусульманского мира. Парфюмерия

Слово "парфюм", которое мы используем сегодня, произошло от латинского "per fume", что значит "через дым/при помощи дыма". Парфюмерия, или искусство создания ароматических композиций, началось еще в Древнем Египте, и было далее развито древними римлянами и арабами. Хотя парфюм и парфюмерия и существовали в Восточной Азии, чаще там для ароматизации использовали воскуривание благовоний в виде дыма. С началом распространения христианства использование парфюмерии в повседневной жизни было прекращено. Тем не менее, арабы сохранили эти секреты, а затем, с распространением Ислама, культура использования парфюмерии вновь распространилась по Ближнему Востоку и далее.

Исламская цивилизация внесла большой вклад в развитие западной парфюмерии, как улучшением способа экстракции душистых веществ - изобретением паровой дистилляции, так и введением новых ингредиентов. Как новые ингредиенты, так и изобретение паровой дистилляции, значительно повлияли на западную парфюмерию и на науку, в основном химию.



Так как арабы и персы были торговцами, они имели более широкий доступ к специям, травам и другим ароматическим материалам. Помимо того, что они торговали ими, мусульмане начали культивировать многие из этих растений за пределами ареала их естественного распространения. Так, два примера: таким образом был адаптирован жасмин, естественной областью распространения которого является Южная и Юго-Восточная Азия, и всевозможные виды цитрусов, которые росли изначально в Восточной Азии(Китай, в основном). Оба эти ингредиента по-прежнему занимают важное место в современной парфюмерии.

В исламской культуре пользование парфюмерией задокументировано начиная с 6-го века и  благодаря религии  получило(или закрепило) свое место в повседневной жизни мусульман. Да, речь идет о хадисе(высказывании пророка Мухаммада(мир ему!):“Полное омовение в пятницу обязательно для каждого достигшего половой зрелости, (и ему следует также) почистить зубы зубочисткой и умаститься благовониями, если он (сможет) найти (их)”. (Сахих Аль- Бухари, 880)" Правда, это касается лишь тех, кто посещает пятничную молитву. И то, ученые говорят, что это не фард(обязательно), а сунна(желательно).Подробнее можно прочитать, например, здесь:http://umma.ru/namaz/dzhuma-pyatnichnaya-molitva/402-dopolnitelno-po-teme
А вот это касается уже всех: «Право Аллаха (спросить) каждого мусульманина, чтобы тот раз в семь дней был вымыт, и (если есть) умащался благовонием».(хадис) (Вообще, всегда,  когда сказано"мусульманина", обычно подразумеваются оба пола, если не оговорено иное или если иное не является невозможным(например, речь идет о кормлении грудью, тогда становится понятно, что речь о женщинах). В первом же хадисе(и во многих других хадисах, говорящих о полном омовении(гусле) в пятницу), полное омовение упоминается с привязкой к пятничной молитве, а значит, становится понятно, что речь идет о посещающих пятничную молитву, а это в первую очередь мужчины, для которых она обязательна.Что касается женщин, то им при посещении пятничной молитвы(если они захотят посетить ее) наоборот не следует пользоваться благовониями(конечно, чистоты и опрятности это не отменяет. К тому же, тогда гусль(полное омовение) становится еще более желательным, на уровне тех, кто посещает мечеть.) Женщинам вообще не рекомендуется пользоваться благовониями для посещения общественных мест, а вот перед своим мужем /в одиночестве /дома/ перед членами семьи - пожалуйста. Даже, можно сказать, поощряется. По моему мнению, (также встречали именно такое мнение в богословской книге. Специально этим вопросом не инересовались, и это мнение - единственное богословское мнение, которое нам доводилось видеть -rus-islam.), а также согласно здравом смыслу, нет необходимости смывать с себя остатки благовоний/духов, которые остались после "домашнего" использования(более того, это и не всегда возможно. Есть благовония, какая-то часть запаха которых остается на одежде, коже или волосах и после стирки/мытья, а то и после нескольких стирок.) Также в том же богословском мнении говорилось и о том, что если используемое/наносимое имеет легкий аромат, чувствуемый лишь самой владелицей(как, например, ароматы некоторой уходовой косметики или лосьонов), то и нет проблемы. В любом случае, речь о том, чтобы не брызгаться/не поливаться благовониями/духами непосредственно перед выходом из дома. Кстати, не стоит спешить переходить на "дезодорант без запаха", на то есть медицинские причины. Подробнее в комментарии. -rus-islam.)

Это привело к тому, что ученые стали искать и развивать более простой и дешевый способ получения ароматов в большом объеме, дабы удовлетворить большой повседневный спрос на них.

Благодаря работе двух талантливых химиков, Джабира ибн аль-Хайана( родился в 722 г., Ирак, на западе стал известен как Geber) и аль-Кинди(родился в 801 г., Ирак, на западе стал известен как Alkindus) появилась парфюмерная индустрия. Джабир ибн аль-Хайан открыл дистилляцию, выпаривание, фильтрацию(а также многие другие, менее значимые технологии), что позволило извлекать ароматические вещества в форме пара, и в конечном виде собирать их в виде эфирного масла или ароматической воды(гидролата). Новые технологии сделали возможным извлечение ароматов из тех растений и материалов, из которых раньше это было невозможно.
И сегодня, если мы обратимся к парфюмерии, кулинарии и просто бытовой культуре стран, в первую очередь, Магриба, а также Ближнего Востока, мы найдем широкое применение цветочных вод: флердоранжевой (eau de fleur d'orange), жасминовой, розовой, апельсиновой.
Их кладут в мыло, с ними делают напитки и пудинги, ими предлагают умостить руки гостям и посетителям кафе, и т.д.

Так или иначе, но настоящим основателем парфюмерной индустрии является именно аль-Кинди. Он провел обширные исследования и эксперименты по комбинированию различных растений и другого ароматического сырья для получения новых ароматов. Он описал огромное количество рецептов для широкого спектра парфюмерии, косметики, а также фармацевтических ингредиентов.


Своременник описывает это так:" Я получил описание, или рецепт, от Абу Юсуфа Якуба ибн Исхака ль-Кинди, и я видел, как он сделал и отдал мне (его) в моем присутствии".
В том же параграфе автор говорит о приготовлении парфюма, под названием галия, который содержал амбру, мускус и др. ингредиенты. Этот отрывок слишком длинный, чтобы приводить его здесь, но он упоминает длинный список назвоаний растений и химических приборов.

Авиценна начал свои эксперименты с дистилляцией именно с розы. В прошлые времена, жидкий парфюм представлял собой смесь из масла и измельченных трав и лепестков. Аромат розовой воды, полученной Авиценной, был более тонким, и она быстро стала популярной.

Мускус и цветочный парфюм как таковой попали в Европу в 11-12 веках через торговлю с Исламским миром и с возвращающимися крестоносцами. Те, кто торговали парфюмерией, чаще всего также торговали красителями и специями. Сохранились записи о гильдии перечников в Лондоне, датируемые 1179 годом, что говорит о том, что они закупали у мусульман специи, парфюмерные ингредиенты и красители.

На Западе
Искусство парфюмерии пришло в Европу в 14 веке, частично благодаря мусульманскому влиянию и науке. В период Ренессанса парфюмерия использовалась в основном королями и знатью, чтобы маскировать запахи, которые были результатом тогдашних гигиенических привычек(ближе будет сказать, отсутствия оных). Частично благодаря их патронажу возникла западная парфюмерная индустрия. В 16 веке Екатерина Медичи покинула Италию и вышла замуж за французского крон-принца. Это перенесло "центр тяжести" парфюмерии во Францию.  К 18 веку ароматические растения выращивались в Грассе, регионе Франции, чтобы снабжать растущую парфюмерную индустрию сырьем. И сегодня Франция остается европейским центром разработки и торговли парфюмерией.

Натуральная или синтетическая парфюмерия?
Обильное использовние парфюмерии(как натуральной, так и синтетической) может вызвать у некоторых людей аллергию.
Некоторые натуральные ароматические материалы токичны, и их использование либо запещено, либо ограничено Международной Парфюмерной Ассоциацией(IFRA). Некоторые же синтетические вещеста известны как канцерогены.
Многие натуральные источники сырья и эфирные масла содержат вещества, которые являются аллергенами, если их применять в больших концентрациях. (Примечание: эфирные масла - очень концентрированные, и эффект от примения может быть очень сильным, поэтому их нужно применять как лекарства, строго лишь в очень небольшом количестве, в разбавленном виде, и предварительно проведя тест на аллергию. Тест этот проводится дома, когда на запястье или локтевой сгиб наносится несколько капель разбавленного эфироного масла. Если в течении нескольких часов - ничего, масло можно использовать. Единственное, тест надо проводить на всех, в присутствии кого будет использоваться эфирное масло, если это, например, аромалампа. Потому что вам-то, может, и ничего, а у кого-то может быть аллергия. Все индивидуально и, в данном случае, непредсказуемо. Для справки: в среднем, нормальная безопасная доза для взрослого человека 3-5 капель, разбавленная с водой, если речь идет об аромалампе, с эмульгатором(молоком или солью),если речь идет о ванне, с маслом, если речь идет о массаже(хотя здесь я бы уменьшила количество до 2-3 капель). Для ребенка или ослабленного взрослого - 1-2 капли. Ну и, понятное дело, не забыть предварительно провести тест на аллергию на запястье. Сафья, rus-islam.)

Использование некоторых натуральных материалов, таких как сандал, может привести к опасности истербеления соответствующих растений и нелегальной торговле.

Также надо иметь в виду, что использование любых инсектицидов, пестицидов, гербицидов или противогрибковых средств на сырье (в любой момент жизни растения, не обязательно недавно. Тут все зависти от конкретного средства) может привести к тому, что эфирное масло или цветочная вода из них станет ядовитой. (В промышленном производстве за этим следят, а вот тем, кто собирает травы сам, следует иметь это в виду. Сырье из сертифицированного органического источника или выращенное самостоятельно, когда вы точно знаете, чем и когда вы его поливали, является безопасным. Плохая идея также покупать цветы для этих целей из цветочного магазина. Так, использовать цветы из цветочного магазина для ванны с лепестками роз - способ получить всю таблицу Менделеева через распаренные поры кожи. Один раз, может, и ничего(хотя я бы не советовала). Выход: покупать цветы у бабушек(тоже риск, но меньше), купить собственный розовый куст в горшке и обстригать его не здоровье, или покупать сертифицированное органическое сырье. Сафья, rus-islam.)

Многие новые синтетические ароматы не похожи ни на какой натуральный запах(в первую очередь это касается так называемых "свежих" и прочих синтетических запахов). Современная западная парфюмерная индустрия зависит от них.

Также причиной перехода на использоване почти исключительно синтетики является то, что синтетика повторяема. Аромат натуральных ингредиентов зависит от того, где они росли, времени года, когда они были собраны, погоды в том году, и даже времени дня, когда они собраны. Химическое же сырье всегда одинаково. Влияет и дешевизна синтетических компонентов, а также и то, что, несмотря на тысячелетнюю историю, использование натуральных ингредиентов не стандартизировано(не разработаны Госты и квоты), а также не привычно массовому производителю.



***
Не так уж редко мускус замешивали в цемент, из которого построены мечети. Такие мечети до сих пор имеют ощутимый аромат мускуса, особенно когда они нагреваются от солнца. Эвлия Челеби рассказывает, что в Диярбакыре есть мечеть Ипари, при ее постройке в приготовленной извести было растворено большое количество мускуса, так что мечеть постоянно испускает благоухание. То же было сделано и в мечети Зобаидов под Таурисом, стены мечети до сих пор испускают сильный мускусный аромат, особенно когда на них падают солнечные лучи. Мускус считается самым стойким благовонием из всех.
***
Аль-Кинди в 9 веке написал книгу под названием "Книга парфюмерной химии и дистилляции", в ней содержится более ста рецептов эфирных масел, бальзамов, ароматических вод и заменителей более дорогих ингредиентов. В книге также содержится 107 рецептов парфюма, а также описано парфюмерное оборудование, многое из которого с тех пор и носит арабские названия, например, аламбик.
***
Мусульманские врачи придавали большое значение ароматерапии(как и вообще окружающей среде как средству терапии. Здесь и журчащая вода, и музыкотерапия и т.д.) Так, в больницах(бимаристанах), вокруг фонтана внутреннего дворика обязательно высаживались разнообразные ароматические растения. Или кадки с ними ставились на края бассейна. Об этом можно подробнее почитать здесь:https://rus-islam.blogspot.com/2016/06/bimaristan-gospital-bolnitsa-v-istorii-islama.html)
***
Определенный парфюм ассоциировался с определенным полом, возрастом, социальным слоем. Так, галия(парфюм, одним из главных ингридиентом которого являлся мускус) ассоциировался с детьми и женщинами-невольницами.
***
Саладин, войдя в Иерусалим, приказал омыть стены и пол мечети Умара розовой водой.
***
До сих пор в некоторых странах существует традиция обрызгивать пришедшего гостя розовой водой. Ю. Риммель цитирует Нибура, кторый в своем этонографическом труде пишет, что незнакомые с этим обычаем при неожиданном обрызгивании довольно забавно пугаются. Для этих целей существует специальный сосуд для розовой воды - "гулебдан", напоминающий очень маленький кувшин с узким горлышком. Более простые гулебданы - стеклянные и фаянсовые; в более состоятельных домах они бывают и из других материалов, а также, например, инкрустированы перламутром. Мне (Сафья) довелось увидеть эту традицию в другом виде - вместо обрызгивания, пришедшему гостю или деловому партнеру предлагают полить руки одеколоном. Такие же точно медные(или латунные) гулебданы мне довелось видеть и в домах, и в продаже. Правда, еще чаще одеколон льют прямо из бутылки.
***
В некоторых странах используются также курильницы для душистой древесины - бахура. Риммель пишет, что они вошли в употребеление позднее.
***
Помило мыла(которое тоже нередко ароматизировали) использовали также разновидность мылистой глины, ароматизированной эфирными маслами. Упоминается, например, у поэта Саади.
***Среди косметических средств в одной из современных книг по истории культуры упоминается миндальная паста, используемая вместо мыла, сивак(в форме веточки, а также в форме зубного порошка), пастилки из мусуса и амбры, используемые для ароматических курений и изготовления четок, паста для удаления волос из теребентина, состав из жасминовой помады и бензоя для придания щекам румянца, и знаменитый бальзам из Мекки.
***Эфирные масла были впервые произведены Авиценной при помощи паровой дистилляции в 11 веке. Использовались в ароматерапии, в напитках, в парфюмерной индустрии.
***
Ароматерапия(в том виде, в которой мы ее знаем в данный момент) была достижением мусульманской цивилизации, которая "довела до ума" древние технологии и сохранила и  значительно пополнила древние знания и передала их дальше. Также, помимо цветочных и ингридиентов, мусульманами в парфюмерию были введены специи (и травы).
***
Розовой водой поливали ковры в мечети, ароматизировали чистую одежду, исппользовали в еду и напитки(и до сих пор используют, см., например, статью про Рамадан в Турции)
Авиценна посвятил целую книгу использованию розы. (А также описал 800 лекарственных растений и эфирных масел.)
***
Одна автор освещает ароматическую культуру Омана и пишет, что знания по ароматерапии передаются непрерывно уже более 1000 лет, и не было периода перерыва или забвения. А также пишет, что оманцы всюду воскуривают бахур.
***Один автор (доктор Farid Alakbarli из Азербайджана) фокуссируется на изучении наследия древней медицины Азербайджана. Так, он пишет, что с приходом Ислама и арабов азербайджанские врачи стали учиться у арабов использованию эфирных масел. На тот момент азербайджанским врачам было известно как минимум 60 растений и 8 веществ животного происхождения, используемызх для ароматерапии. Вообще наследие медицины исламского Азербайджана довольно обширно. Эфирные масла использовали  в мазях(лечили порезы, натертости, ожоги, и т.д.), базилик с камфорой и мукой прикладывали к укусам скорпионов, экстракт бергамота использовали в качестве репеллента от насекомых, а также им смазывали укусы насекомых. 
Розовую ванну рекомендовали при меланхолии или головных болях. Также розовое масло использовали как местный антисептик. Антибиотиков тогда не знали, но вместо них использовали, например, мазь с кумином(на раны от меча), а также кумин, мед, сырой лук, а также мазь из можжевеловых шишек.
Вообще, в Азербайджане тах времен знали 8 способов применения ароматических веществ:

  • ванны
  • ароматические мази
  • вдыхание запаха этих растений в специальных ароматических садах
  • ингаляции над отваром растения
  • использование подушки, набитой травами
  • носить с собой ароматический мешочек
  • повесить пучки этого растения дома
  • вдыхать дым от курения этого растения
  • Еще одним методом, используемым тогда в исламском мире, было: натираться арроматическими эссенциями, 
  • а также вдыхать запахи ароматических веществ во время ванн.

Длительность ванны, а таже температура воды тоже является важным терапевтическим средством. Того же мнения придерживаются и современные врачи. Авиценна пишет: горячая ванна не должна покрывать грудь пациента. А также в ванне рекомендовалось находиться, пока кожа распухает и краснеет, и выходить из нее, когда кожа начинает бледнеть.
***
Авиценна описал использование эфирных масел для обычных повседневных нужд, для лечения, а также для профилактического ухода.
***
Розовое и фиалковое масло было доступно всем, а вот масла из привозных растений(например, сандала, а также животные компонены - их завозили в основоном из Индии, а также из России(например, бобровую струю)) - только богатым.
***
Шахи и султаны имели сотни кувшинов редких ароматических масел в своих сокровищницах.
***
В хаммамах(банях) эфирные масла нередко добавляли прямо в воду.
***
Знати, королям, а также просто богатым рекомендовалось проводить свое свободное время в садах, засаженных ароматическими растениями.
И вообще, сама концепция "ароматерпевтического сада"(такие получили широкое распространение и были в домах у многих зажиточных людей, во дворцах, в больницах, а также - и публичные) появилась и была воплощена в жизнь именно в мусульманской цивилизации.
***
Существовали и специальные аптечные сады.
***
*Также Юджин Риммель (в книге "Энциклопедия парфюмерии") пишет о взятии Константинополя:"Надо сказать, что победители и побежденные были в равной степени цивилизованными народами. Хотя мусульманская религия сдерживала развитие изобразительного искусства, так как запрещала любые формы человеческих изображений, однако не создавала препятствий на пути научных исследований, и потому во многих областях науки были достигнуты значительные успехи. По сути дела, многими ценными открытиями в области науки мы обязаны арабам, так что эти дети пустыни занимают достойное место среди древних и современных цивилизаций", а также называет Авиценну первым, кто начал изучать основы химии и применял некоторые химические процессы на практике.

Дополнительно: Войткевич. Поэзия Ароматов. "Немного истории":http://www.real-aroma.ru/Voitkevitch/poezia_aromatov/poezia_aromatov_istoria.htm. (Начиная с абзаца "Рождение религии Ислама...")

Источники:
https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_perfume
Юждин Риммель "Энциклопедия парфюмерии"
http://365perfume.blogspot.com.tr/2006/11/history-of-perfume-and-perfumery.html
Dr. Farid Alakbarli. Scents That Heal. Aromatherapy in Ancient Azerbaijani Medicine (https://www.azer.com/aiweb/categories/magazine/91_folder/91_articles/91_scents.html)

1 comment:

  1. Меня спросили про использование дезодоранта женщинами, мол, как же так, он же пахнет?
    Во-первых, сразу же хочу предостеречь от перехода на так называемый "дезодорант без запаха". Чаще всего - это антиперспиранты. Одна моя(Сафьи) дальняя родственница из-за использования антиперспиранта получила гидроденит, и пришлось вырезать воспаление у хирурга. Дело в том, что антиперспиранты работают так, что сужают выходы потовых желез, и пот не выходит, а остается внутри. Это если грубо объяснять. Что это неполезно в принципе, я думаю, объяснять не надо. Но бывает и хуже, как в ситуации с моей родственницей. И если на потливые ноги или мокрые ладони, может, применение его может еще безобидно(хотя лучше полюбопытствовать перед применением), то на подмышки - не надо. Антиперспиранты не всегда так и называются, иногда пишут "защита 48 часов", "без запаха" или что-нибудь такое. Внимательно посмотрите и на квасцы: а не по тому ли принципу они работают?
    Короче: всем, кто говорит, что у дезодорантов, мол, есть запах, я скажу - пользуйтесь.
    Почему - читайте ниже.
    Вообще, в этом вопросе следует ориентироваться на три соображения:
    1. Безопасность продукта для здоровья.
    2. Общая опрятность и гигиена.
    3. Отсутствие сильного заметного запаха(если средство для женщин и планируется применять его вне дома).
    Вот именно в таком порядке, и не иначе.
    Вообще же - лучшая гигиена и профилактика запаха пота - это частое мытье и бритье волос в подмышках(что, кстати, Исламом и так предписано). И запах пота, забитый дезодорантом, воспринимается намного хуже, чем просто запах пота сам по себе. Но люди очень разные, потеют все с разной силой и запах пота тоже индивидуален, и зависит от питания, обмена веществ и множества других факторов, а мыть подмышки так часто, как это требуется, не у всех есть возможность(например, в течении дня).
    Как говорят современные косметические источники, дезодоранты на данный момент бывают трех видов.
    1. Антиперспиранты(они препятствуют выделению пота). Пролетают по пункту первому.
    2. С триклозаном и другими дезинфецирующими веществами(они убивают микрофлору в подмышках. Пахнут, по сути, сами бактерии, которые питаются потом, а не сам пот).
    3. Маскирующие запах с помощью дезодорирующих веществ.
    Вообще, "дезодоранты без запаха" бывают первых двух типов. И если антиперсприранты однозначно пролетают по пункту первому(безопасность), то по триклозановым дезодорантам стоит полюбопытствовать. Кстати, смотрите внимательно, иногда триклозан добавляют и в антиперспиранты, так что не спешите сразу покупать дезодорант, увидев триклозан, смотрите состав полностью. Если вас устаивает принцип их действия, а также нет аллергии, то и нормально. А если нет, то остаются только обычные, дезодорирующие дезодоранты.

    В общем, принцип безопасности явно выше всех других, а принцип опрятности явно выше того, чтобы средство было без запаха.
    Можно, конечно, поискать дезодорант с более легким запахом и/или просто пользоваться им умеренно, но главный принцип в том, чтобы пользоваться им столько, сколько нужно, чтобы он маскировал запах пота.

    ReplyDelete