Friday, September 8, 2017

Гуманистическая суть коранической антропологии.

И снова глава из книги "На пути к коранической толерантности" проф. Тауфика Ибрагима.
http://www.idmedina.ru/books/theology/?4950
Наши коментарии, есои такие будут, как всегда, курсивом, с пометкой rus-islam.
Гуманистическая суть коранической антропологии
Мусульманская концепция человека, подобно христианской, исходит из гуманистической идеи о равенстве всех людей и как «рабов Божьих», и как «сыновей Адама». Для коранической версии сотворения человека характерны те же гуманистические мотивы, что и для библейской.

Коран говорит о создании человека венцом всего творения. Бог слепил Адама «собственными руками» (38:75); тем самым указывается на особое внимание, проявленное к человеку Всевышним. Господь дал человеку «наилучшее сложение» (95:4), вдохнул в него «от Духа Своего» (32:9) и, по словам Пророка, сотворил его «по образу Своему».(А вот такого мы нигде не встречали, и даже если это и хадис, то он в высшей мере подозрителен. Ибо «Нет ничего подобного Ему"(42:11) и (Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!)"Скажи: «Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный.Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему». (Коран, сура 112).- rus-islam. Подробнее советуем заглянуть сюда.)
Вместе с тем в ряде своих положений кораническая антропология открывает более широкие просторы для гуманистических выводов. Так, отталкиваясь от слов Корана: «Воистину, Я сотворил джиннов и людей, лишь чтобы они поклонились Мне» (51:56), мусульманские мистики-суфии развивали учение о человеке как о зеркале, в которое глядится сам Бог. (Ну опять и далее (до конца абзаца)суфии, что с них взять? Опять-таки, Аллах не нуждается ни в ком и ни в чем. (И уж точно не нуждается ни в человеке, как инструменте самопознания, ни во Вселенной для отражения чего-нибудь, например своего Величия. Оно и так совершенно. Более того, Аллах знал абсолютно все изначально. О чем вообще речь?) -rus-islam.)Слово «поклонились» в данном айате они истолковывали как «познавали», приводя от имени Пророка хадис (изречение): «Я (Господь) был скрытым сокровищем, и Мне было любо быть узнаваемым, поэтому Я сотворил мир». Однако вначале, до создания человека, говорят суфии, мир оказался подобным неполированному зеркалу. Каждая вещь в нем отражала одно из бесчисленных «имен» Бога, один отдельный аспект Абсолюта. Взятые вместе в форме универсума, твари составляли некое целое, соответствующее познанию Абсолюта самим собой. Но без человека универсум не представлял истинного единства, ибо только человек синтезирует в себе все формы бытия, только он воплощает в себе целостность мира и, что более важно, только он способен осознавать эту целостность. Человек, Адам, стал настоящим, «полированным зеркалом» божественной рефлексии. В человеке и через человека Бог-Абсолют приходит к самосознанию.

Человека, наделенного образом Божьим и частицей Божьего духа (а вот такое есть:"Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц" (Коран, 15:29)- rus-islam), Господь поставил наместником (халифа) Своим (2:30) на земле, тем самым вознеся его над всеми остальными тварями. В подтверждение этого особого статуса человека в мире Бог приказал высшим существам, ангелам, преклониться перед будущим царем природы (2:34) – мотив, неизвестный по Библии.

Такой почет Адам заслужил тем, что ему, а не ангелам Бог доверил нарекать вещи именами. На основе этого эпизода в мусульманской традиции утвердилась мысль о превосходстве рода человеческого над родом ангельским.

Согласно преданию, после нарекания вещей именами и преклонения ангелов перед Адамом Господь обратился к ангелам со словами: «Теперь вам стало ясно, что Адам – знающий, а вы – молящиеся. А один знающий лучше тысячи молящихся. И где бы ни оказался молящийся, он должен признать превосходство знающего».

Так кораническая антропология дополняется еще одной гуманистической идеей – признанием человеческого разума высшей ценностью, подчеркиванием несравненного превосходства знания над набожностью. «Знание» (‘ильм) и близкие к нему синонимы – чаще всего встречающиеся слова в кораническом лексиконе.

Пиетет перед знанием, ученостью нашел отражение в таких речениях Пророка: «Размышление одного часа лучше служения семидесяти лет»; «Чернильница ученого еще более угодна Богу, чем кровь мученика». В исламе престиж знания достиг такой значимости, которой нет ни в одной другой цивилизации, – таким выводом заключает свою широко известную в русском переводе книгу «Торжество знания» крупный американский востоковед Ф. Роузентал.

В связи с этим следует отметить, что в отличие от библейского Бога, проявившего ревность к человеку, Адаму, ставшему знающим (после вкушения от Древа познания), коранический Бог осуждает лишь сам факт ослушания прародителей. Познавательная же деятельность человека могла встретить только поощрение Всевышнего.

Особо высокое, исключительное положение человека в мире обусловлено еще тем, что он, по Корану, единственное существо, наделенное внутренней свободой.(Rus-islam: джинны еще.) Эта свобода и есть та амана, доверенность, которая была предложена небесам, земле и горам, но они отказывались брать ее, трепеща перед подобным бременем, а человек отважился принять ее (33:72).

По словам известного толкователя Корана ар-Рази, человек осмелился принять на себя обязательства, предписанные Законом, и нести ответственность за свои дела и поступки. Для небес и земли, хотя они несравненно могущественнее человека, Закон Божий был не по силам. И все-таки, несмотря на свою слабость, о которой говорится в самом Коране (4:28), человек решился взять его на себя. Всевышний же обещал человеку помощь в сохранении доверенного ему, ибо сказано Господом:Тому, кто уповает на Бога, Вполне достаточно Его покровительства (65:3).

Далее, в кораническом рассказе о сотворении первых людей отсутствует такая деталь, как создание Евы из ребра Адама. (Есть такой хадис, правда, не ничего не знаем о его достоверности. И он скорее гововорит о том, что вы(мужчина и женщина) - "из одной плоти", плоть от плоти, как говорят. Еще см. абзацем ниже.- rus-islam.) В исламе поэтому никто не ставил таких вопросов, которые христианские богословы вынесли даже на Вселенские соборы: является ли женщина человеком и имеет ли она душу? Кораническая антропогения не давала почвы для каких-либо рассуждений о метафизической вторичности и ущербности женщины вроде следующих: раз прежде создан Адам, а Ева только вслед за ним, женщине надлежит быть в безмолвии, ей не позволено ни учить (святой Павел), ни свидетельствовать, ни судить (блаженный Августин).

Согласно хадису, Ева была создана одновременно с Адамом, будучи его сестрой-двойняшкой. В мусульманской традиции, правда, есть и другое предание, воспроизводящее библейскую версию о создании Евы из левого бока Адама. Но и здесь в устах Пророка оно приобретает иное звучание, направленное не против женщины, а в ее защиту как хрупкого существа, требующего нежного обращения: ведь она создана из кривого ребра, захочешь выпрямить – сломаешь.

Нет оснований для антифеминистских импликаций и в коранической истории грехопадения Прародителей. (Только вчера об этом подробно писали. То же самое и написали. - rus-islam.) В ней отсутствуют указания на инициативную роль Евы в нарушении Божьего запрета вкусить от Древа, на то, что она первая уступила прельщениям Сатаны.

Еще более существенно с точки зрения гуманистической перспективы приуменьшение исламом значения первородного греха, (в исламе вообще нет понятия "первородного" греха. Только вчера об этом писалиТем более оно не связано ни с "родами", ни с сексуальностью. Если назвать это словосочетание, мусульманин вообще не поймет, о чем речь. Здесь автор, вероятно, так называет эту историю в Раю, чтобы христианские читатели поняли, о чем идет речь и могли провести параллели.- rus-islam.)сведение его лишь к небольшой оплошности. Адам, по Корану, просто-напросто «забыл» Божью заповедь, но после этого раскаялся, а Господь принял его покаяние, «снова приблизил к Себе и направил на путь истинный» (20:122). Удаление же Прародителей из Рая можно рассматривать не как наказание, а лишь как предоставление человеку возможности своим трудом на земле заслужить награды в будущей жизни.

Итак, исламу абсолютно чужда мысль о первородном грехе(мысль правильная, но вот словосочетание "первородный грех" абсолютно лишнее. Ну нет такого. И непонятное поэтому. - rus-islam.) как о великом преступлении, которое субстанционально изменило природу людей (в частности, лишило человека первоначального богоподобия) и ответственность за которое несут все последующие поколения. По учению Корана, человек по своей природе невинен. Он рождается не только чистым, негрешным, но и правоверным.

Как гласит аят 7:172, Бог еще до начала истории, в некий момент предвечности, распростер длань Свою над чреслами Адама и вывел оттуда всех потомков его, коим суждено будет появиться на свет до дня Воскресения, вопрошая их:
– Не я ли Господь ваш?
– Да, воистину, – отвечали они. –
Мы это свидетельствуем.

Вера в истинного Бога, таким образом, заложена в самой природе человека, и каждый ребенок рождается с ней:Вот естество, коим Бог
Изначально наделил людей.
(30:30)
(Полностью аят звучит так:"Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого.» (30:30).- rus-islam.)

В Коране не содержится упоминания и об известных наказаниях, которым, согласно библейскому рассказу, были подвергнуты первые люди, а вслед за ними все их потомства за первородный грех. В частности, своим трудом обеспечивать себя и свою семью, «в поте лица есть хлеб» с точки зрения ислама не является карой за изначальный грех. Совсем наоборот – это одно из самых благочестивых дел. Как сказано у Пророка, «есть иные грехи, искупить которые можно только усилиями по добыче пропитания», или, по другой версии, «трудами по обеспечению семьи».

Точно так же «рождение детей в муках»(только вчера об этом писали, что вообще в исламе нигде не встречается подобной фразы. А что есть: "Он - Тот, Кто сотворил вас из одного человека. Он создал из него супругу, чтобы он нашел в ней покой. Когда же он вступил с ней в близость, она понесла легкое бремя и ходила с ним. Когда же она отяжелела от бремени, они вдвоем воззвали к Аллаху, своему Господу: «Если Ты даруешь нам праведного ребенка, то мы непременно будем в числе благодарных»." (7:189) - rus-islam.)
 не есть наказание Евы, а вместе с ней и женщины вообще, а является, по исламу, величайшим актом самопожертвования. Как гласит хадис, Господь благовестил, что каждый раз, когда женщина мучается в потугах, ей зачисляется награда как Божьей мученице. Если роды разрешились благополучно, ей отпускаются все прежние грехи, сколько бы их ни было, будь они числом с пену морскую. Если женщина скончается в родовых схватках, она будет возведена в ранг мучениц, пребудет в Раю до Воскресного дня, когда она воссоединится со своим мужем, превосходя в семьдесят раз райских дев – гурий. Славословие женщине-матери нашло свое яркое воплощение в другом известном изречении Пророка: «Рай – у ног матерей».

Коран, как и Библия, говорит о создании человека из глины и называет его существом слабым (4:28). Это призвано сбалансировать религиозный гуманизм, оберегать человека от чувства ложного величия или чрезмерной гордыни. Одновременно с таким представлением связано внимание мусульманской антропологии к телесным потребностям человека, к его земным интересам вообще.

В духе коранического призыва «стремиться заслужить будущий мир, но не забывать о мире сем» (28:76) Пророк Мухаммад учил: «Лучший из вас не тот, который ради небесного пренебрегает земным, и не тот, который поступает наоборот; лучший из вас тот, который берет от обоих».

Следуя кораническому императиву «не запрещать блага, разрешенные Богом» (5:87), Пророк предостерегал от любого экстремизма в исполнении религиозных обязанностей. Он отвергал излишнюю набожность, проявляющуюся среди прочего в отказе от мирских благ и удовольствий. Хорошо известна, в частности, крайне отрицательная его реакция на решение одного мусульманина, давшего обет вечного безбрачия: «Ах, ты решился присоединиться к приверженцам Сатаны или хочешь стать христианским монахом – тогда присоединись к ним открыто. Если ты из наших, тогда должен следовать нашим нравам (сунна). Наши же нравы предполагают супружескую жизнь». В более лаконичной форме антиаскетическая позиция Пророка выражается в крылатой формуле: «Нет монашества в исламе».

Утверждая жизнелюбивый эротизм, ислам отвергает страх перед плотью, отвращение к половой жизни как к греху, дьявольскому наваждению. «Когда супруги ласкают друг друга, – изрек Пророк, – Бог смотрит на них взглядом, полным милости».

И вообще, в достатке (нажитом, естественно, дозволенным путем и «очищенным» выплатой религиозного налога – закята) мусульманская этика усматривает знамение небесной благосклонности. «Дар Господень провозглашай!» – говорится в аяте 93:11. По словам Пророка, «если Бог облагодетельствовал кого-либо из Своих рабов, Ему угодно видеть на нем признаки благоденствия».
Ислам не насаждал у своих последователей апокалипсических настроений, не держал в постоянном страшном ожидании близкой катастрофы. Он, хотя и подчеркивал неизбежность наступления конца света, требовал от верующих «стараться для этого мира, словно они живут вечно».(Полностью хадис звучит так:«Старайся для нынешней жизни так, как будто ты будешь жить вечно, и старайся для следующей жизни так, как будто ты умрешь завтра» Хадис передан Абдуллахом ибн Амром, см. напр. Сунан Байхаки, том 3, с. 19. - rus-islam.)

В заключение следует отметить еще один аспект мусульманского гуманизма, который связан с особым видом человеколюбия, – Божье милосердие. «Именем Бога всемилостивого, всемилосердного» – этой формулой открывается Коран, как и каждая из 114 его глав-сур. Всевышний, говорится в Священной Книге мусульман, предписал Себе быть милосердным (6:54). Завершив создание тварей, гласит один хадис, Господь начертал одну запись и возложил ее на Престол Свой. Она начинается со слов: «Милость Моя превыше гнева Моего». В другом же хадисе говорится, что Бог, создав милосердие, разделил его на сто равных частей. Одну из них Он распределил между всеми тварями, так что все виды любви, нежности, милосердия и сострадания в мире суть доли этой части. Остальные же девяносто девять частей Господь оставил Себе, дабы воздать их людям в Судный день.

Всевышний полон милости, и отчаяние в Его прощении есть знак невежества, заблуждения и даже неверия (см. 15:56; 29:23).«Клянусь Тем, в Чьих руках душа моя, – сказал однажды Пророк, – если бы вы не грешили, Всевышний создал бы других, дабы они грешили, каялись и получали Его прощение».

Ярким проявлением Божьей любви к людям, снисходительности к ним является установленный Им порядок учета деяний: если человек вознамерился совершить доброе дело, ему зачтется одно такое дело, если человек еще и совершит его, ему зачтется от десяти до семисот таких дел. Когда же он решится на худой поступок, ему ничего не зачисляется, а после его содеяния за человеком числится лишь один такой поступок.

Раскаявшийся грешник всегда может рассчитывать на Божье прощение. Как сказано у Пророка, «Бог еще больше радуется раскаянию раба Своего, чем радуетесь вы при неожиданном обретении горестной потери. Кто приблизится к Богу на одну пядь, к тому Бог приблизится на локоть, а кто отправляется к Нему пешком, к тому Он бегом побежит навстречу».

Грешнику, не успевшему при жизни раскаяться, не следует терять надежду на спасение. Осужденные в Судный день на адские муки еще могут рассчитывать на заступничество ангелов, пророков, ученых, мучеников и даже рядовых обитателей Рая.(Но заступиться перед Аллахом кто-либо может только по воле Аллаха,  впрочем, это и не  
нужно - потому что Он Самый Милосердный. И никто не сможет превзойти Его в этом.- rus-islam.) Но больше всего могут они рассчитывать на милость Божью, открытую для самых последних из них.

Ибо сказано в Коране:

Воистину, милосердие Мое всеобъемлюще.
(7:156)


ПРИМЕЧАНИЕ

Первоначальная версия этой статьи представляла собой доклад на первом заседании Международного центра гуманистических исследований «Гуманистические традиции в исламской культуре» (М., ноябрь, 1993), материалы которого позже были опубликованы в первом выпуске «Гуманистических тетрадей» (1994); настоящая, переработанная версия составляла доклад на на «круглом столе» «Священый Коран в России: духовное наследие и исторические судьбы» (М., апрель, 1997), материалы которого впоследствии были изданы в сборнике: «Коран в России» (М.: центр «Этносфера», 1997).

No comments:

Post a Comment