Хотя Скотт недооцениваиет исторические и прочие достижения арабов (впрочем, подобные, а точнее, много худшие заблуждения были свойствены людям его страны и его эпохи, впрочем, в романе "Айвенго" он отдает им дань, да еще как), тем не менее с явным восхищением и даже проникновенностью описывает, например, молитву. Есть и фактические ошибки, помимо погрешения против исторических фактов, см. абзацем выше, но некритичные.
Спор же крестоносца и мусульманина скорее отражает стереотипы, бытовавшие в общественном сознании, и намеренно постоен на антитезах: лед-пустыня, запад-восток, алкоголь-трезвость, моногамия-полигамия и тд. Не стоит воспринимать его за чистую монету. Кстати, слова Ибн Хазма:"Я попирал ногами ковры халифов и присутствовал в собраниях царей, и не видел я благоговения, равного благоговению любящего перед любимой. Я видел власть насильников над вельможами, и могущество вазиров, и увеселения правителей государства, но не видел я более счастливого и сильней радующегося своей жизни, чем любящий, убежденный, что сердце любимой с ним, и уверенный в ее склонности и действительной любви."("Ожерелье голубки") - все-таки Ибн Хазм является первоисточником - говорят как минимум о том, что если описываемое(более мелкие камни в оправе основного камня) и верно, то уж во всяком случае не являлось доминирующим и единственным. Если спросить меня, я бы сказала, что истина где-то посредине.
Впрочем, Сергей Смирнов("Султан Юсуф и его крестоносцы", об этой книге см. ниже) упоминает, что особое рыцарственное отношение Саладина к женщинам было известно современникам и приводит две истории. И потом, спор, как и все начало книги, намеренно воспроизводит скорее стереотипы, дочитаете- поймете, не хочу нарушать часть интриги. (Например, воин прикинулся, что не верит, что вода может замерзать, на самом деле он знал об этом прекрасно.) Не совсем верно и такое почитание правителя, скорее что-то ближе равноправию, как в самих мусульманских первоисточниках, так и в исторической практике того времени, до такого преклонения могло доходить много позже, разве что при Османских султанах и Моголах Индии, но и это опять же стоит воспринимать в свете сказанного выше.
Будут и ругательства из уст некоторых в адрес Пророка - это из уст противников, ну что они могли еще говорить?
Также как бы понятно, кому автор сопереживает, и кому будет пытаться вручить победу на турнире - хотя и вышло в ничью. Но, надо сказать по справедливости, всегда с уважением, и в равной степени воздает должное храбрым и благородным героям, с какой бы стороны они ни были, с той, с другой, или с третьей. (Что вообще свойственно Скотту, что в "Айвенго", что в "Графе Парижском", например. А если и подтрунивает над ними, то по-доброму. Впрочем, он скорее принимает персонажей такими какие есть, в том числе со всеми их предрассудками суевериями , свойственными эпохе. Ирония у Скотта вообще незлая.)
Интересные персонажи с обоих сторон. Психологичность. Качество. Ну и конечно, Саладин и Ричард Львиное Сердце.
***
Памятник Салах -эд -Дину в Дамаске
https://ru.wikipedia.org/wiki/Салах_ад-Дин
"Самым известным фактом биографии Саладина стала его борьба с крестоносцами. Эти войны нашли своё отражение в многочисленных произведениях литературы и искусства (наиболее известен роман Вальтера Скотта «Талисман»).
4 июля 1187 года Салах ад-Дин разбил крестоносцев в битве при Хаттине; король Иерусалимского королевства Ги де Лузиньян, великий магистр ордена тамплиеров Жерар де Ридфор и многие другие руководители крестоносцев попали в плен. За этот год Салах ад-Дину удалось овладеть большей частью Палестины, Акрой и, после недолгой осады, Иерусалимом. Все церкви города, кроме храма Воскресения, были обращены в мечети. Но жителям были дарованы жизнь и возможность выкупить свою свободу, кроме того, Саладин гарантировал привилегии и неприкосновенность христианских паломников, посещающих Иерусалим."
Главный оппонент крестоносцев пользовался уважением в христианской Европе за рыцарские доблести: храбрость и великодушие к противнику. Английский король Ричард I Львиное Сердце, один из главных вождей крестоносцев, стал почти другом Салах ад-Дина: они отзывались друг о друге исключительно восторженно, предоставляли различные льготы подданным друг друга, хотя виделись только один раз(в другой версии - не встречались ни разу), во время перемирия в крестовом походе (примерно в то же время от Ричарда и ушли союзники). Было дело, когда под Ричардом подстрелили лошадь, Саладин подарил ему двух резвых арабских скакунов." (Википедия, ссылка выше).
Салах ад Дин и Ричард Львиное Сердце. Памятник в Яффе.
"Салах ад-Дин, главный противник крестоносцев, пользовался всё же большим уважением в христианской Европе за свои рыцарские качества: храбрость в бою и великодушие к побеждённому противнику. Один из главных вождей крестоносцев, Ричард Львиное Сердце, даже считал Саладина почти другом."
"Салах ад-Дин, главный противник крестоносцев, пользовался всё же большим уважением в христианской Европе за свои рыцарские качества: храбрость в бою и великодушие к побеждённому противнику. Один из главных вождей крестоносцев, Ричард Львиное Сердце, даже считал Саладина почти другом."
Прочие интересные факты.
Салах-ад-Дин - курд по происхождению.
Именно он возвел цитадель Каира.
Интересно также выглядят укрепления на Фараоновом осторове в Ниле.
Про то, что Саладин посылал врача ричарду Львиное Сердце, говорят и другие источники.(В другой версии он посылал врача франкской королеве). Оба с равным уважением и симпатией относились друг к другу.
Немецкий император Вильгельм Второй посещал могилу Саладина, чтобы выразить свое уважение к нему.(Англоязычная википедия.)
Военный музей в Каире. Памятник Салах -ад -Дину.
"Notwithstanding the differences in beliefs, the Muslim Saladin was respected by Christian lords, Richard especially. Richard once praised Saladin as a great prince, saying that he was without doubt the greatest and most powerful leader in the Islamic world.[119] Saladin in turn stated that there was not a more honorable Christian lord than Richard. After the treaty, Saladin and Richard sent each other many gifts as tokens of respect but never met face to face. In April 1191, a Frankish woman's three-month-old baby had been stolen from her camp and sold on the market. The Franks urged her to approach Saladin herself with her grievance. According to Bahā' al-Dīn, Saladin used his own money to buy the child back."(Там же, https://en.wikipedia.org/wiki/Salah_ad_Din.)
Если коротко, то здесь описывается случай, как в апреле 1191-го трехмесячный ребенок франкской женщины был украден из ее лагеря и продан на невольничьем рынке. Франки сказали ей лично обратиться к Саладину, и согласно Баха-ад-Дину, Саладин использовал собственные деньги и выкупил ребенка обратно."(Англоязычная википедия.)
Воображаемый портрет Саладина на почтовой отрытке, Турция.
Есть еще Сергей Смирнов,"Султан Юсуф и его крестоносцы", над исторической частью он поработал хорошо, даже везиря Шавара с его горшками(он делал зажигательные бомбы из них) не забыл. По настроению более залихватским и праздничным является роман Скотта. Кроме того, в этом романе Смирнова "Все умерли"(с). Но качествено написанный современный роман, если кого-то интересует именно это.
Есть еще Сергей Смирнов,"Султан Юсуф и его крестоносцы", над исторической частью он поработал хорошо, даже везиря Шавара с его горшками(он делал зажигательные бомбы из них) не забыл. По настроению более залихватским и праздничным является роман Скотта. Кроме того, в этом романе Смирнова "Все умерли"(с). Но качествено написанный современный роман, если кого-то интересует именно это.
No comments:
Post a Comment