Thursday, March 3, 2016

Вопрос про портянки


Вопрос про то, можно ли делать масх(протирание)при ритуальном омовении на портянки/носки/на обувь.
Только на днях попалось в выдержке из книги по фикху про портянки.

Да, можно. Некоторые ученые считают, что нельзя протирать тряпичные носки, можно только кожаные, другие- что тряпичные носки можно протирать, если они достаточно плотные - не дырявые и не просвечивают. Другие же ученые говорят, что протирать тканые носки можно, причем материал совершенно не важен, это могут быть и капроновые колготки, и просвечивающие носки(крупная вязка), и дырявые. Мы тоже считаем, что можно. Более того, первое мнение нам кажется лишенным оснований.

Как это делается?
Один раз делается обычное омовение. Если вы надели портянки/носки/обувь с омовением, то даже если вы испортили омовение в дальнейшем, делать его обычным порядком не надо: делаете всё омовение как обычно, но ноги не моете - протираете влажной ладонью по верхней стороне ботинка(только по верхней, не надо по боковым граням ботинка, носу, подошве. Не требуется и особой тщательности, симоволически.)
Если носки одеты, когда омовения у вас нет, то тогда надо делать таяммум.(Или просто снять носки и сделать малое омовение, конечно.) Если не удалось проделать описанное в предыдущем абзаце - то делать таяммум("ритуальное омовение песком":один раз (не надо с силой; просто чтоб пыль встряхнулась) шлепнуть по земле, песку, пыли, цементу, глине и т.д. и  ладонями протереть лицо, затем так же шлепнуть и протереть кисти и руки до локтя(некоторые ученые считают, что достаточно кистей)).Пояснение о таяммуме:Таяммум также делается, если по какой-то причине невозможно совершить большое или малое омовение. Он узаконен аятом 5:6.)
Более того, после того, как омовение сделано, человеку, который находится в своей местности можно протирать носки/ботинки в течение суток, путнику - в течении трех суток. Потом нужно снова снимать носки и делать омовение(после этого можно снова обтирать в течении суток(/трех). И так далее... То есть можно повторять. Если же омовение сделать возможности нет либо по какой-то причине это может привести к нежелательным последствиям, то делается таяммум. Таяммум можно делать постоянно, нет ограничения на длительность пригодности уже сделанного таяммума; нарушает его то же, что нарушает большое или малое омовение.

Также помните, что есть возможность совмещения намазов- полуденного и предвечернего; вечернего и ночного. (Утренний не совмещается.) Как делается? В уме имеется намерение на совмещение намазов и оба намаза читаются один за другим в любое время от начала временного промежутка первого из них до окончания временного промежутка последнего из них. Таким образом, получается, что по сути нам нужно найти время для намаза три раза в сутки, а не пять. Это узаконенное действие на основе действий Пророка. Конечно, если есть возможность, лучше совершать все пять намазов в свое время, без совмещения, однако и в совмещении нет ничего плохого.Известно, что в случае сильной жары или прочих неудобств Пророк совмещал намазы(попарно, как было описано выше),например, в случае жары - делал их оба ближе к вечеру, когда становилось прохладнее. Более того, он осуждал стремление обременять себя, и велел в таком случае совмещать их и делать ближе к вечеру. Более того, из Сунны известно(ищу номер хадиса), что Пророк иногда совмещал намазы вышеописанным образом и когда никаких явных неудобств не было. В то же время чаще всего он совершал все пять намазов в свое время.

Как делают намаз люди опасных профессий; люди, которые подолгу заняты и не могут оторваться от своего дела(например, хирург от больного)? Делают после того, как закончат свое дело, даже если время намаза уже прошло. Аналогичные случаи есть в Сунне, когда сподвижники и пророк сражались в  практически в течении суток. За это время уже прошло время нескольких намазов. Когда сражение завершилось, Пророк велел призвать сподвижников на намаз и были прочитаны все пропущенные намазы, один за одним. Эта практика чтения намаза абсолютно легитимна, Пророк не высказывал какого-либо огорчения по поводу случившегося. (Если кому интересно, как и почему воевал Пророк, советую обратиться сюда:http://www.idmedina.ru/books/theology/?4926 Или к жизнеописанию Пророка,коих много.) Кто однозначно попадает в эту категорию: пожарные, работники скорой помощи, военные, хирурги, роженицы и многие другие профессии и многие другие люди в различных ситуациях. 
Как еще делают намаз? На ходу; не поворачиваясь в предписанную сторону; на транспорте; если есть возможность - в группе, когда товарищ прикрывает  от опасности со спины.
От намаза разрешено, более того, предписано оторваться при возникновении/для предотвращения опасной ситуации(криминальной, пожара, чьего-то падения с высоты и т.д. Ученые называют здесь даже предотвращение воровства или предотвращения того, чтобы животное потерялось и т.д.) 
Как делают намаз те, кто болен - сидя, лежа, знаками и т.д.

Темы намаза и различных ситуаций мы планируем коснуться в одном из следующих постов.
На фото: солдаты ВВС Ирана совершают пятничный намаз

No comments:

Post a Comment