Monday, August 27, 2018

Про пророков

Поступили вопросы про пророков и пророчество.
Коротко, главное.
Кто  такие пророки?
Это люди, которым Бог (Аллах) передал послание о том, что есть едиственный Бог - Аллах. Люди(пророки) разные, а послание одинаковое. И из одного источника(от Бога). Пророки - обыкновенные люди, как и мы с вами. Если вместе с пророком посылались чудеса(иногда это было так, а иногда - нет), то они исключительно осуществлялись Богом, и (иногда они были связаны с пророком: он демонстрировал что-либо необычное и трудновыполнимое, видел что-то из того, что люди обычно не способны, или получал от Бога какую-либо информацию) исключительно в той мере, в которой Бог ему показал, и ни на йоту больше. Сами пророки на такое не способны вообще. Также они не способны повторить подобное в другой раз, и не способны произвести что-либо чудесное по собственному желанию. Пророки абсолютно не способны на что-либо сверхъестественное, и ничто сверхъестественное не доступно им. Они такие же люди, как и мы с вами - принимают пищу, ходят в туалет, покупают что-либо на рынке, радуются и грустят, женятся, думают и учатся, болеют, умирают.

Еще:
Хотя послание ("нет Бога, кроме Аллаха") всегда одинаково, некоторым из них посылалось еще и законодательство, которое может незначительно отличаться. Новое законодательство посылалось Богом по мере развития общества. Но в основном эти законодательства похожи("не убий" и вот это вот всё). Законодательство часто посылалось с книгой(Писанием); пример - скрижали Моисея. Книга содержит в себе основное послание и законодательство разной степени подробности (регулирующее торговые, общественные предписания, этикет, гигиенические предписания и так далее, спектр затрагиваемых общественных предписаний может быть более или менее широк.) Были как пророки с книгами, так и без. Пророки с книгами чаще всего несли также и (обновленное) законодательство, и их задачей было донесение послания(см. выше) и законодательства, их в Исламе обычно называют посланниками. Пророки без книг чаще всего просто служили для напоминанием основного послания(см. выше), часто  по времени были между пророками с книгами, и, насколько я понимаю, в их задачи даже не обязательно входило донесение послания, просто это мог быть человек, которому было внушено, что "нет Бога, кроме Аллаха". Посланник всегда является и пророком, а вот пророк может как быть посланником, так и не быть.
Пророки(и посланники), как правило, посылались в основные населенные пункты. Согласно Корану, пророки посылались ко всем народам и человеческим общинам без исключения.
Да, Ислам признает и других пророков - Моисея(Мусу), Иисуса(Ису), Соломона(Сулеймана), Авраама(Ибрагима), и так далее. Первым пророком, согласно Исламу, был Адам, он же - первый человек. Согласно Исламу, посланием всех пророков было "нет бога, кроме Аллаха или "нет бога, кроме Единственного Бога". Яхве, Иеговы, и так далее, согласно транскрипции разных народов.

Зачем вообще пророки?
Совершенно верно, Бог мог бы и вообще обойтись без этого. Например, внушить каждому человеку о том, что Он существует, и Он единственный.
Но так уж Он устроил человеческое общество. Видимо, Он решил, что лучше будет донести это так. А еще действует закон гравитации, яблоко кажется нам кислым, а вода мокрая(в жидком состоянии). 

Зачем вообще чудеса?
Если посмтреть, то чудесам в послании Бога к людям отводится очень мало значения. Послание в основном обращено к нашему духовному миру, к разуму(призыв размышлять), к опыту, в меньшей степени. Чудеса чаще всего присутствовали, как я понимаю, на ранних этапах истории; в любом случае, для людей с мышлением, похожим на детское(тогда нужно что-то такое, чтобы прямо "ах!") и для совсем закостнелых в своем взгляде на мир, как шанс открыть глаза и хоть о чем-то вообще задуматься.

Вообще чудеса - это временное нарушение физических законов. Бог создал эти законы, Он же может их и нарушить. Но, как выразился мой преподаватель в медресе, ожидать каждый раз, что Бог их будет нарушать для тебя(трамвай полетит по воздуху, чтобы вы не опоздали на работу, деньги начнут падать с неба, и так далее) - это неуважение к Богу. В общем и в целом, он создал определенные причинно-следственные связи. (Это как в анекдоте:"Мойше, купи же, наконец, лотерейный билет!"). Но тем не менее, чудеса иногда случаются. Большие и маленькие. А иногда чудеса - это не нарушения физического закона, а физический закон, о котором мы просто пока не знаем. И который тоже создан Богом.

К кому были отправлены пророки?
К обоим видам разумных существ, людям и джиннам. (Ко­ран, 72:1-2) (Примечание: для исламского сознания в существовании джиннов нет ничего странного, как и в существовании ангелов. И если ангелы - это не пухлые амурчики-ангелочки с колчанами розовых стрел за спиной, то джинны - это не обязательно огненный хвост, торчащий из бутылки, или меняющее форму синее существо с широкими браслетами на руках, выполняющее 3 желания. Согласно исламу, ангелы могут быть с крыльями, хотя Бог может придать им любую форму, а джинны - это разумные существа, так же несущие ответственность за свои поступки, наделенные разумом, волей, характером, но более сильные, чем люди. Они бывают нескольких видов. Обычно они невидимы для людей, но могут по своему желанию делаться видимыми и менять форму/принимать разные формы. В каком-то смысле мир джиннов можно назвать параллельным миру людей. Джинны, как и люди, женятся, вооют, рождаются и умирают, едят, и так далее. Они думают и бывают разных конфессий: атеисты, христиане, мусульмане, и так далее. Они бывают благородные и не очень, праведники или грешники, и так далее. В исламе есть определенные, порой довольно конкретные сведения касательно ангелов и джиннов, но это не полное энциклопедическое описание. В таком описании нет пользы; сведения можно назвать достаточными. Вся информация в исламе об ангелах, джиннах, и вообще обо всем невидимом глазом("сокрытом", арабск. "гайб") получается исключительно от Бога через пророков, и ниоткуда больше. Действительно, откуда еще ее можно получить, если "никто не знает сокрытого, кроме Бога"? Информация передана в достаточном количестве, Бог сколько посчитал полезным, столько и сообщил. А что не сообщил, то и нет в том пользы: например, нет никакой практической пользы, или люди не способны будут уразуметь ее правильно, и т.д. Об ангелах в исламе. (Вот еще.) О джиннах в исламе.) К людям были отправлены пророки-люди, к джиннам - пророки-джинны. И только последний пророк, Мухаммад, человек, был отправлен ко всем - людям и джиннам.  

Сколько было пророков?
Много. В одном из хадисов упоминается число в 124 000, или около того. Посланников(которые с книгами) было куда меньше. В Коране упоминается около 25 пророков. 

Были ли женщины-пророки?
«Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания».

Подробнее: https://islam-today.ru/veroucenie/vopros-otvet/byli-li-sredi-prorokov-zensiny/
Нет. "Мы и до тебя отправляли только мужей, которым внушали откровение. Спросите людей Напоминания, если вы не знаете этого."(21:7)
А почему?
Пророчество - это трудная ноша. А также оно нередко сопряжено с преследованием, а то и с возможными побоями по отношению к пророку. Требуется немалая сила для противостояния давлению и опасностям, так что можно считать это милостью, что женщин сия чаша обошла.

Какова ситуация с пророками сейчас?
Последний пророк - Мухаммад, направленный к людям и джиннам, от момента начала своего пророчества и до Судного Дня.

Я тоже хочу быть пророком!
Увы, проехали. Последний пророк уже был. Это пророк Мухаммад.
Но совсем не обязательно быть пророком, достаточно просто искренне помолиться, и вас может накрыть таким озарением и ощущениями, что мало не покажется. Я почти уверена, вам этого хватит. И о пророчестве вы и думать не будете, в этом больше не будет нужды.
Как этого достичь? "Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность"(Аль-Бухари,6502) То есть да, вот прямо как и сказано в Исламе, так и делать. Только надо проверять достоверность(не следовать досужим россказням), и так и действовать, начиная с наиболее важного и обязательного, пусть и совсем по-немногу.
А еще:
∙молиться
∙заниматься самоанализом
∙наблюдать
∙размышлять
∙учиться как по религии(не дайте ввести себя в заблужение!),
∙так и знаниям о мире вокруг
∙жить насыщенной жизнью.
Подожди, а откуда ты все это взяла? Ладно, читать намаз/молиться - понятно, так что там дальше по списку... а это откуда?
Я ничего не придумала. Вот откуда: молиться - «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне»(2:186). Учиться как по Исламу, так и наукам о мире вокруг - ученые Ислама говорят, что Бог создал две книги: одна - это непосредственно Коран, а другая книга - это мир вокруг. И в аятах Корана упоминается, что по-настоящему разумеют только люди знающие; о знамениях в мире вокруг и в самих людях. Все это упоминается многократно, перечислять не буду. Так же как и призывы поразмышлять, наблюдать и т.д. А полная, насыщенная жизнь - мало того, что здоровый и естественный способ жизни, так еще и источник опыта, который наряду с внутренними ощущениями и знаниями тоже источник понимания.
Ну и наконец, просто искренне просить Бога направить вас к себе. Это доступно и тому, кто не является мусульманином. (Впрочем, что-то из указанного в списке тоже доступно.) Пророк Мухаммад сказал: «Аллах Всевышний говорит: “Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним*, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их. Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!”»(аль-Бухари 7405, Муслим 2675)

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне»(2:186)

*речь идет не о территориальном нахождении, понятно. Подробнее см. здесь.

А как не перепутать,если я сомневаюсь, пророк это или нет? 
Опять таки, пророков больше не будет до Судного Дня. Последний пророк уже пришел.

А был ли такой-то пророком? (Будда, какая-либо иная личность прошлого).
Иногда точно сказать затруднительно, если, конечно, вы не мусульманин, а он не упомянут среди пророков в Коране или достоверных хадисах.
Опять же, если вы мусульманин, а он(историческая личность) был после Мухаммада, то нет, не был. Во всех остальных случаях, а также если вы не мусульманин, то можно только предполагать на основе того, соответствовало ли его послание посланию "нет бога, кроме Аллаха" или "нет бога, кроме Единственного Бога". Правда, послание его и книга могло сохраниться и дойти до нас в искаженном виде(может быть, очень сильно искаженном), но более-менее не должно противоречить, хотя опять-таки, в любом случает можно только предполагать.

No comments:

Post a Comment