Wednesday, August 29, 2018

Молитва и ...

[Справка: в общем случае мусульмане ежедневно выполняют обязательную пятикратную молитву-"намаз" (но и из этого правила есть исключения - например, молитву не нужно выполнять женщине во время менструаций; людям обоих полов, не достигших согласно исламскому законодательству совершеннолетия, и так далее), но и из этих пяти молитв две пары молитв могут быть попарно совмещены(прочитаны одна за другой), что по сути мусульманин будет молиться три раза, и это доступно любому человеку, и достаточно только желания совместить молитвы, никаких особых обстоятельств для этого не требуется. Доказательство: Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) объединил обеденную (зухр) молитву с послеобеденной (‘аср), а вечернюю (магриб) с ночной (‘иша) в Медине. И это было не во время страха и не в пути”. В другой версии хадиса сказано: “Не в пути и не во время дождя”. Когда же Са’ид ибн Джубайр спросил Ибн ‘Аббаса: “Почему он так поступил?”, Ибн ‘Аббас ответил: “Он желал не утруждать свою общину!” Муслим,705)
Одна молитва занимает 3-4 минуты. Обязательными являются только пять ежедневных молитв(см.выше), все остальное - только по желанию молящегося.
Для каждой молитвы есть свой промежуток времени, исчисляющийся несколькими часами(от полутора до двенадцати, примерно, зависит от времени года и географической широты населенного пункта), а при совмещении молитв обе совмещаемые молитвы читаются одна за другой в совмещенный промежуток времени обеих(от начала промежутка первой до окончания промежутка последней).
Для выполнения молитвы должны присутсвовать оба омовения - малое омовение("вудУ"- помыть лицо, руки до локтя, протереть мокрой рукой волосы надо лбом и теменем, помыть ноги до щиколоток) и большое омовение("гусль"- принять душ или погрузиться в ванну, прополоскать рот и нос), но их не обязательно выполнять к каждой молитве, они просто должны присутствовать.(Вполне могут оставаться с предыдущего времени.) О том, что нарушает большое и/или малое омовение, мы поговорим в следующий раз. Если же их(или одного из них) нет, то его надо взять(да, "взять омовение" - это устоявшееся выражение. Это то же, что "сделать омовение".),благо, это не сложно, и занимает от секунд до нескольих минут(это если речь идет о большом омовении, ну и смотря как делать, конечно, можно сделать его за секунды, а можно купаться и двадцать минут). При невозможности или трудности совершения омовений есть масса облегчений, но об этом тоже в другой раз, в теме про омовение. ]

Молитва и опасность.
Рассмотрим по мере убывания. 
Молитва не выполняется вообще, а выполняется в более спокойное время, как только обстановка нормализуется, даже если ее время к этому моменту уже давно прошло. Так, известны аналогичные случаи из Сунны, когда сподвижники и пророк сражались в практически в течении суток. За это время уже прошло время нескольких намазов. Когда сражение завершилось, Пророк велел призвать сподвижников на намаз и были прочитаны все пропущенные намазы, один за одним. Эта практика чтения намаза абсолютно легитимна, Пророк не высказывал какого-либо огорчения по поводу случившегося.
К таким случаям относится опасение нападения грабителей, как в военное, так и в мирное время, спасение людей(спасение утопающего, пожарные, хирург на операции, и так далее), время сражения, роды и так далее, самые разные люди и самые разные ситуации.
Ну и нельзя(запрещено) совершать молитву там, где человек подвергает себя опасности(например, в доме, который может разрушиться, во время землетрясения, или просто в строении, которое может обрушиться, вне всякой связи с землетрясением. Сразу вспомнилось и знакомое крановщикам "не стой под стрелой"), а если он уже начал молитву в таком месте, (или начал молитву в безопасном месте, и появилась опасность,) он обязан молитву прервать. 
От намаза разрешено, более того, предписано оторваться при возникновении/для предотвращения опасной ситуации(криминальной, пожара, чьего-то падения с высоты и т.д. Ученые называют здесь даже предотвращение воровства или предотвращения того, чтобы животное потерялось и т.д.)
Меньшая степень опасности. Если человек не один, и есть кто-то, кому он доверяет, и кто может его защитить и прикрыть его спину во время намаза, то поступают так. Порядок совершения такой молитвы описан в Коране, 4:102.
Еще меньшая степень опасности:
Молитва совершается на ходу, верхом (или на автомобиле; или любом ином средстве передвижения)."Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали."(2:239) Достаточным основанием для совершения молитвы таким образом является опасение.
В таком случае молитва совершается знаками(например, достаточно лишь немного наклониться вместо земного поклона, ну и, понятное дело, читать можно и про себя) и совершенно нет необходимости поворачиваться лицом в предписанную сторону - куда идете, туда и поворачиваетесь.
Еще меньшая степень опасности(или просто иная ситуация): Если молящийся может остановиться и помолиться обыкновенным образом, но опасается поворачиваться в какую-то сторону спиной, то он располагается при молитве так, как считает нужным, необходимость поворачиваться в предписанную сторону отпадает. 
Степень опасности всегда определяется самим молящимся. 

Помимо этого, в случае опасности(помимо того, что человек обязан прервать молитву, о чем сказано выше, причем не только в случае опасности, но и например, для предотвращения воровства, предотвращения того, чтобы животное потерялось, и т.д.) многие действия можно выполнять, не прерывая молитвы - например, убить ядовитую змею, насекомое. В таком случае действия, которые обычно являются нарушающими молитву, ее не нарушают. Также совершенно неважно, сколько продлится это по времени - можете гоняться с палкой за змеей хоть 20 минут. Строго говоря, и не в случае опасности, есть действия, которые можно выполнять, не прерывая молитвы - например, открыть дверь пришедшему в дом члену семьи(такой случай мы находим в практике Пророка). О том, что прерывает молитву, а что нет, мы поговорим, надеюсь, в одной из следующих статей.

Молитва и болезнь, плохое самочувствие и т.д.
Если человек способен выполнять молитву, но не способен делать это стоя - то тогда молитва делается сидя, не способен сидя - лежа, не способен лежа - то тогда знаками(движения молитвы лишь имитируются, в той степени, в которой это не вредно/не сложно для него), не может знаками(например, парализован) -  тогда одними глазами(движения молитвы имитируются глазами - например, вместо земного поклона он смотрит вниз, текст при этом читается по мере его возможностей, а также можетчитаться  как вслух, так и про себя.)
Если врачи запретили человеку выполнять молитву определенным образом(например, есть болезнь коленей, когда нежелательным является сгибание коленей) или советуют избегать каких-то движений(даже если сейчас он здоров. С той же болезнью коленей, врачи советуют избегать сильного или частого их сгибания, так как со временем это может ухудшить состояние коленного сустава) он обязан последовать совету врачей. Это верно даже в том случае, если совершение какого-то действия просто отсрочит выздоровление, а не отменит его, что уж говорить о случае, когда что-то вредит или может повредить.

Молитва и еда
«Если будет подан ужин и (наступит время) молитвы, то начинайте ужинать, прежде чем совершить закатную молитву, и ужиная не торопитесь». (Бухари,672, Муслим,557.)
"Когда положили ужин, начинайте с ужина, и не спешите, пока не закончите."(Хадис).
Передают со слов ‘Аиши, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет намаза, если еда уже подана на стол или если молящийся сдерживает позывы по большой или малой нужде». (Муслим,246, см. также Муслим, 560.)
Это же касается и разговения после поста. Некоторые постящиеся выпьют стакан воды (разговеться быстрее, как только закончилось время поста - это Сунна(желательно) ) и кидаются быстрее читать закатный(вечерний) обязательный намаз. Не надо так, стоит сначала поесть, нормально, не торопясь, а потом уже молиться. Ну, конечно, если только они совсем не хотят есть - тогда их дело, конечно.
Это верно всегда, кроме случая, когда время молитвы вот-вот истечет. В этом случае следует сначала схватить кусочек-другой, потом быстро помолиться, а потом уже продолжать есть. Ну или совместить молитвы, если есть такая возможность в данном случае(о том, как совмещаются молитвы, какие молитвы совмещаются и в каких случаях есть время отложить, а в каких  случаях откладывать некуда, дальше - только пропуск молитвы, мы, я надеюсь, поговорим в одном из следующих постов.)

Молитва и туалет
Передают со слов ‘Аиши, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет намаза, если еда уже подана на стол или если молящийся сдерживает позывы по большой или малой нужде». (Муслим,246.)
"Если кто-либо из вас захочет справить свою нужду, и призвали на молитву, пусть начинает с уборной."(Абу Дауд, 299.) Комментаторы(ученые): "И пусть не торопится".
Необходимо справить нужду сначала, затем взять омовение, даже если человек пропустит коллективную молитву, ради чего он и пришел в мечеть. (Кроме того, надо помнить, что, например, человек, который намеревался совершить дополнительную ночную молитву, а потом проспал, получит вознаграждение за эту молитву, как будто он совершил ее. Поэтому и в этом случае не стоит расстраиваться из-за пропуска коллективной молитвы, на которую вы пришли.)
А шейх аль-Мунаджид к тому же  говорит, что надо прервать молитву и сходить в туалет, если захотелось в туалет. (Обычно мало кто прерывает молитву, потому что думает:"да что там, дело минутное!(молитва, в смысле)". И действительно, дело минутное, к тому же редко так неотложно приспичивает в туалет. Но мнение аль-Мунаджида кажется мне разумным и более комфортным.)
Это верно всегда, кроме случая, когда время молитвы вот-вот истечет. Там уже смотрите по обстоятельствам, насколько хочется в туалет. Если чуть-чуть, то можно сначала сделать молитву, а потом быстро идти в туалет. Ну, или совместить молитвы. А если хочется сильно, то не стоит. В любом случае: сохранение здоровья - приоритетно. А терпеть - вредно. И это веление абсолютно и неприрекаемо: "Не убивайте самих себя/друг друга, ведь Аллах милостив к вам."(Коран, 4:29). Ну, или, опять же, можно совместить молитвы.

Молитва и сон
Если хочет спать, то пусть сначала поспит. Хадисы об этом есть в сборниках Бухари и Муслима.
"Молиться нужно энергично. Если почувствуете слабость, надо садиться».(Бухари,Муслим, Ахмад, и др.)
«Молиться надо энергично, если же вы чувствуете слабость, надо садиться».

Источник: http://islamdag.ru/book/30492

Усталость и молитва
Однажды Пророк увидел в мечети натянутую между двух столбов верёвку и спросил: «Что это?» Люди сказали: «Это верёвка Зейнаб, которая, когда почувствует слабость, держится за нее». Тогда Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Отвяжите это! Пусть каждый из вас молится, пока будет сохранять бодрость, а если устанет, пусть сядет» (Аль-Бухари; Муслим и др.).


Молитва и сильная жара, холод, дождь
При сильной жаре следует окладывать послеполуденную("зухр")молитву. (сборники Бухари и Муслим.) В некоторых мусульманских странах в таком случае могут даже позже произносить азан, и это желательно - пророк в подобном случае велел муаззину произнести азан позже. Также можно совмещать молитвы. Желательно совмещать молитвы во время сильной жары(если не откладывать послеполуденную молитву до времени, когда станет прохладнее, как написано выше), сильного холода, сильного дождя.
Ибн Каййим комментирует:"Молитва при сильной жаре удерживает совершающего ее от сосредоточения("хушуа"), и он совершает ее раздраженно и с антипатией." В целом, ученые вообще не рекомендуют совершать молитву там, где много отвлекающих звуков, постоянно ходят и мешают люди; там, где сильный холод или жара и т.д. Желательно также убрать, если это возможно, то, что отвлекает, доставляет дискомфорт, бросается в глаза при совершении молитвы - именно так поступал Пророк.

Молитва и "надоело"
Однажды пророку (мир ему и благословение) передали, что женщина из племени бану Асад молилась всю ночь, он сказал: «Беритесь за такое дело, которое можете выполнить. Клянусь Аллахом, Ему не надоест до тех пор, пока вам не наскучит». В другом подобном хадисе Пророк сказал: «Прекрати! Вы должны делать лишь то, что вы можете (делать постоянно)! Клянусь Аллахом, Ему надоест до тех пор, пока вам не наскучит."(Ан-Навави).

Молитва и незнание
Речь идет о случае, когда человек не знает даже суру "Аль Фатиха"(7 очень коротких фраз на арабском), и это тоже не преграда - достаточно просто выполнить движения молитвы и повторять про себя "Аллаху акбар"("Аллах велик") (вместо всего незнакомого текста) - такая молитва является полностью правильной. Текст потихоньку выучите со временем, тем более, там совсем немного. Или можно положить перед собой листочек с текстом. Или держать его в руках, как вам удобнее - это не нарушает молитвы, даже несмотря на то, что в молитве таких движений нет. На самом деле много что не нарушает молитву, но об этом, я надеюсь, в следующий раз.
Если же речь идет о каких-то ошибках в молитве или относительно самой молитвы, то любое совершенное по ошибке и незнанию прощается. Обычно его даже не надо исправлять/ переделывать. Также не только в молитве, но и в Исламе вообще любое, совершенное по незнанию или по ошибке, прощается. Подробнее о об этом и других правилах здесь.


И это не все, помимо этого есть масса облегчений в самой молитве и омовении, да и в любых других сферах.
"Аллах также любит, когда пользуются его дозволениями, также как и не любит, когда совершают грехи" (Хадис).
Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей исполнение) религиозных обязанностей, так не пренебрегайте же ими, и установил границы, так не преступайте же их, и запретил (некоторые) вещи, так не нарушайте же (эти запреты), и умолчал о (некоторых) вещах по милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь (не организуйте же поиски, исследования относительно них, для выяснения обязательности или запрещенности) же их!"(Достоверный хадис, см., например, №30 в "40 хадисах ан-Навави")

No comments:

Post a Comment