Sunday, April 5, 2015

Начальное представление о фикхе или кое-что для новообращенных - 2.

Еще кое-какие моменты, которые важны для понимания фикха. Часть из них уже была рассмотрена в прошлой статье.

***
"Аллах не спросит с моих последователей за то, что пересекает их умы до тех пор, пока они не станут говорить об этом или действовать в соответствии с этим."(Хадис приведен в сб. Бухари, (4968); Муслима, (127), а также Абу- Дауда, Насаи, Тирмизи, Ибн Маджа. Хадис достоверный. См., например, Ш. Аляутдинов, "Мир Души", с.204, сноска 1.)

"Всевышний простил последователям моим совершенное по ошибке, а также совершенное по забывчивости и под принуждением."( Сб. х. Ибн Маджа, ат-Табарани и аль-Хакима., достоверный хадис, см. например, здесь, сноска 5, 6.)
Есть еще хадисы, которые среди прощаемого упоминают совершенное по незнанию, но по памяти я их не приведу, да и про их достоверность ничего сказать не могу.)


"Поднято перо(снята ответственность с) от троих: спящего, пока не проснется; ребенка, пока не достигнет он совершеннолетия*, и сумасшедшего, пока не вернется к нему здравый рассудок."(Абу Дауд, 4399, достоверный хадис.  *Согласно исламу, совершеннолетие наступает с наступлением полового созревания, это начало менструаций у девушек и первая поллюция у юношей.)

***

Пара слов от одного из наших авторов:"И кое-что по теоретическим(и практическим) вопросам. Это те вопросы, которые часто омрачают первые месяцы пребывания в исламе. Совсем не хочется по ним что-то искать и копаться, но приходится, потому что окружающие говорят:"Как же так? Это нельзя , то нельзя". Приходится перекапывать тонну литературы. Так вот.

Во-первых, о том, что такое можно и нельзя. Нельзя то, о чем четко и однозначно(а не чье-то толкование) сказано в Коране и/или (достоверном!)хадисе. И только. Ну или если это предмет новый- например, сигареты. В Коране о них не сказано, в хадисах - и подавно, то также смотрится, какова суть этого предмета, что говорят врачи, химики и т.д. Есть правило"Запретно все, что опъяняет"(это хадис такой). Но это сюда не попадает. Но есть правило"Запретно все, что вредит"- вот именно сюда оно и попадает и поэтому харам(запрещено). Вот примерно так и работают ученые. Откуда все эти правила? Ученые вывели их из Корана и хадисов.* А иногда в Коране и хадисах они прямо в открытую и даны.
Вот текст "одного из главных хадисов" по фикху. Чаще встречаю его в таком виде"Дозволенное разьяснено(понятно, четко сказано, очевидно) и дозволенное ясно(очевидно), а то, что между этим - это то, о чем Аллах умолчал, по милости к вам, а не позабывчивости - так не спрашивайте же о нем". (Похожий хадис мы привели в предыдущей публикации.)
Есть даже богословское правило"Все на Земле дозволено, кроме того, о чем сказано, что запретно." Выводится из аята Корана «Он — Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле»(Сура «аль-Бакара», 29).** См.например Ю. Аль-Кардави "Дозволенное и запретное в исламе", оно там в самом начале книги где-то. Так что факихи говорят:"Разрешено все, что не запрещено"("Основа вещей- дозволенность").
И второе правило(этот хадис мы уже опубликовали в нашей предыдущей статье): Пророк отправил Муаза ибн Джабаля наместником в Йемен и спросил его:"Как ты будешь принимать решения?" Муаз:"По книге Аллаха" Пророк(с а с):"А если там не найдешь?" Муаз:"По сунне пророка Его". Пророк:"А если и там не найдешь?" Муаз" Тогда буду принимать решение на свое усмотрение, не растеряюсь." Пророк сказал:"Хвала Аллаху за то, что помог Посланнику Аллаха в том, что любит Всевышний и чем Он доволен". Вот так и ученые"вынимают" ответы из Корана и Сунны, опирясь на свое усмотрение(этот процесс называется иджтихад), при этом приоритетным является Коран, затем - сунна(хотя одно другому не противоречит, а если противоречит - хадис или недостоверен, или вырван из контекста), а если нет - то просто действуют на свое усмотрение.(По крайней мере, так они должны извлекать решения).
И нигде не оговорено, что хадис относится только к ученым. Мы также можем читать, понимать и действовать на свое усмотрение. Кстати, есть еще хадис(это уже про ученых):"«Когда хаким выносит решение, используя иджтихад, и оказывается прав, он получает два вознаграждения. А если он выносит решение, используя свой иджтихад, и оказывается не прав, то он получает одно вознаграждение» (хадис передан Муслимом). И вообще, не стоит сильно бояться самостоятельно мыслить и постоянно оглядываться на чьи-то решения. И не стоит бояться принимать решения.
Вот, в общем-то, и два главных правила фикха."

В общем-то, совпадает с тем, что мы бы могли назвать "двумя главными хадисами". См. предыдущую статью.


______________________________________________
*Правила эти мы собираемся опубликовать в одной из следующих публикаций.(Уже опубликовали. Вот.)

**Сафья комментирует: «Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и благой удел?» (Сура «аль-А’раф», 32). Хадис "Разве вы не знаете, что, делая запретным (дозволенное Богом), вы совершаете грех, а, возводя (дозволенное) в ранг закона (для себя), вы удостаиваетесь награды (Аллаха) ."
Автор:"Полный текст таков:По свидетельству Абу Зарра (да будет Аллах благосклонен к нему!):Один из асхабов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) обратился к Пророку со словами: "О, Посланник Аллаха! Есть среди богатых те, кто удостоился щедрых даров (от Аллаха), - а ведь они и молятся как мы, и постятся подобно нам, но, (в отличие от нас, они имеют возможность) заниматься благотворительностью из тех (обильных) средств, которыми они располагают". (Пророк) ответил: "Разве не наделил вас Аллах тем, что вы можете обратить в добродетель? Поистине, каждое произнесение слов "Субхана лла" - Аллах лишен любой степени несовершенства. - это добродеяние; каждое каждое произнесение слов "Аллаху акбар" - Аллах велик - добродеяние; каждое каждое произнесение слов "Аль хамду лилля" - хвала Аллаху - добродеяние; каждое каждое произнесение слов "Ля илляха иль Алла" - нет божества иного, кроме Бога Единого - опять же добродеяние. Побудить человека к добродетели - неужто не добродеяние! Отвратить его от зла - ужель не благочестие! А таинство общения двух полов - разве не богоугодное дело! (Имеется в виду занятие любовью с супругой/супругом, см. здесь) "
И тут они спросили: "О Посланник Аллаха, неужто не противясь зову пола, мы еще и получаем вознаграждение за это?" (Пророк) ответил: "Разве вы не знаете, что, делая запретным (дозволенное Богом), вы совершаете грех, а, возводя (дозволенное) в ранг закона (для себя), вы удостаиваетесь награды (Аллаха) ." (См.,например, книгу "Аль-Ахадис аль-'Кудсийа ,Глава 91, составитель В. Порохова.)

No comments:

Post a Comment