Monday, October 3, 2016

Персидская школа мусульманской архитектуры

О. Шуази, "История мировой архитектуры" :

Памятники мусульманской архитектуры персидской школы: Мавзолей династии Саманидов. Джума-мечеть («пятничная») в Исфахане. Лашкари-Базар, дворец Газневидов в Афганистане. Соборная мечеть в Исфахане. Башня Гунбади-Кабус около Горгана. Стиль Хазарбаф («тысяча волн»). Мечеть имама Резы в Мешхеде. Мечеть Фатимы в Куме. Мечети в Верамине и Нетензе. Купольные мавзолеи в Куме и в Тусе. Мечеть г.Султанийа. Мавзолей имама Резы в Мешхеде. Мечеть Гаухар Шад. Дворец Чихиль-Сутун в Исфахане.Соборная мечеть Биби-Ханым в Самарканде. Мавзолей Кусама ибн-Аббаса в Самарканде. Медресе Улугбека в Самарканде. Медресе Шир-Дор в Самарканде. Мечеть-медресе Тилля-Кари в Самарканде. Медресе Надир Диван-беги. Мавзолей Абди-Бирун. Большая мечеть халифов. Мадраса Мустансирийа. Мадраса Муржанийа. Мечеть шиитских имамов Мусы аль-Кадима и Мухаммада аль-Джавада. Мавзолей ситт Зумруд-Хатун. Мечеть «Аш-Шухада».

В VII в. Иран был завоеван арабами и вошел в состав халифата. Культовая архитектура того времени свидетельствует об арабском прототипе большинства мечетей. Таковы мечети в Йезде, Рейе. В Наине была построена мечеть (960), в которой, несмотря на арабский тип конструкции, в орнаменте прослеживается связь с искусством эпохи династии Сасанидов. Поверхности стен, сводов и колонн орнаментированы стилизованными растительными мотивами. В декоре михраба появляются соприкасающиеся углами восьмиконечные звезды. Этот элемент впоследствии становится весьма популярным приемом иранских архитекторов.

Несколько ранее был построен мавзолей династии Саманидов (819 –1005) в Бухаре, датируемый 907 (это свидетельствует о широком распространении традиций персидского зодчества за пределами Ирана). Он представляет собой квадратную купольную постройку гармоничных пропорций. Композиция мавзолея с равнозначными фасадами строго центрична. Слегка расширенный книзу кубический объем с открытыми на четыре стороны арками и массивными угловыми колоннами завершается легкой галереей-аркатурой. В одной из фасадных арок находится дверь, другие забраны решеткой из кирпича. Одновременно монументальное и воздушное, насыщенное светом, и игрой теней в рельефах кладки, здание остается классическим произведением среднеазиатского зодчества.

Персидские хроники сообщают, что одна из старейших мечетей Исфахана была построена арабами из племени Бану-Тамим и затем расширена при аббасидском халифе аль-Муктадире (908–932). К мечети впоследствии пристроили библиотеку. Со временем Джума-мечеть («пятничная») в Исфахане утратила свое значение, так как при шахе Аббасе I была построено новое здание.

В X в. появляется новый тип мечетей, планировка которых восходит к зороастрийским храмам – квадратное в плане помещение увенчано куполом (чортак – перс.). Характерным для иранских культовых зданий стал айван, имеющий вид сводчатой ниши.

Лашкари-Базар, дворец Газневидов (977–1186), выстроенный в царствование Йамин ад-даула Махмуда (998–1030) в Афганистане, стал одним из первых сооружений светского назначения, имеющий внутренний двор и четыре айвана. Этот композиционный принцип получил развитие в мечетях, медресе и совершенствовался до эпохи Сефевидов (1501–1732).

В иранской архитектуре большое значение придавалось открытому пространству внутреннего двора. Это проявлялось как в гражданской архитектуре (в жилых домах, караван-сараях, дворцах), так и культовых зданиях (мечетях и медресе). Этим объясняется часто встречаемый отказ от декорирования поверхностей наружных стен в пользу портала и фасадов, обращенных во двор.

Новая соборная мечеть в Исфахане, построенная шахом Аббасом I (1587– 1629), была сооружена на южной оконечности площади, которая называется майдан шах («царская площадь»). Она была выстроена в 1612–1630, а в XVIII в. подверглась реставрации. Мечеть представляет собой комплекс площадью 130 на 150 м. С двух сторон к зданию мечети пристроены два медресе, к каждому из которых примыкает двор с оросительным каналом. Общая композиция смещена по излому оси: посетитель проникает с майдана на территорию мечети через главный портал, и затем следует под углом 45 градусов в помещение мечети, минуя бассейн для ритуальных омовений.

Вдоль внутреннего двора тянутся двухэтажные аркады. На самом деле эти глубокие ниши (худжра – араб.), которые играют роль помещений для занятий. Все видимые поверхности стен здания сплошь покрыты полихромной керамикой. Фасады айванов расположены строго друг против друга. Портал, ведущий непосредственно в молитвенный зал, украшен глубокой нишей, конха которой набрана из сталактитов. Здесь применен мозаичный декор, на других пиштаках (порталах) использовался менее трудоемкий декор из глазурованного кирпича и глазурованной плитки. Подсчитано, что для строительства мечети потребовалось 18 миллионов кирпичей, а для облицовки – 472 500 обливных изразцовых плиток голубых и бирюзовых оттенков.

Обычно купольная мечеть имела ярус тромпов (сферических сегментов, с помощью которых можно было точно и изящно перейти от прямоугольных в плане стен к окружности купола), их угловые арки заполнялись сталактитами, а ниже по периметру купола делался бордюр в виде ленты с эпиграфической надписью. Интерьер соборной мечети в Исфахане, построенной шахом Аббасом, также украшен ценнейшей каллиграфией, выполненной знаменитым мастером Али Реза Аббаси. Говорят, что его участие в декорировании интерьеров способствовало тому, что она считается самой красивой в Иране. Недаром про Исфахан говорили: «Исфахан несф-и джахан» – «Исфахан – половина рая».

Оригинальным образом орнаментировались и минареты. В XI-XII вв. минарет представлял собой стройную и круглую в сечении башню с балкончиком в фонаре, который венчал строение. Его орнаментация выполнялась кладкой из фигурного кирпича.

Башнеобразные минареты строили в Хорасане, Мазендаране и на территории центрального астана (область – перс.) Ирана. Оригинальный тип минаретов сложился в XI-XII вв. под влиянием местной архитектурной школы, применявшей характерные строительные и художественные приемы. Такова башня Гунбади-Кабус близ Горгана, построенная в 1006–1007 при династии Зияридов (927–1090). Эта многогранная коническая башня, увенчанная конической кровлей, достигает в высоту 51 м. Для построек такого типа характерны строгость и гармоничность пропорций, подчеркнутая вертикальная устремленность сооружения, что делает минарет похожим на обелиск. Для его постройки использовали великолепный обожженный кирпич высокой прочности.

Применение такого обожженного кирпича, вероятно, является результатом влияния месопотамской культуры времен Аббасидов. Кирпич на Иранском нагорье при постоянно присутствующей сейсмической угрозе был единственно возможным устойчивым материалом. Здания, выстроенные из кирпича, при землетрясениях демонстрировали «гибкость». А наличие глиняных карьеров позволяло строить из обожженного кирпича и дворец, и простое жилище.

Впоследствии кирпичный декор, получавшийся в результате разнообразных способов кладки (горизонтальной, торцевой, выступающей, углубленной и пр.) позволил архитекторам выработать стиль Хазарбаф («тысяча волн»), в результате применения которой возникает изящная игра геометрических форм. Используя в кладке кирпичи разных размеров и форм – половинки, четвертинки, клинчатые, дугообразные, каменщики создавали динамичный орнамент.

Для XI-XII вв. характерна монохромная архитектурная орнаментация. Широко использовалась резьба по стуку, фигурная кладка кирпичей или терракотовых плиток. С XII в. внешняя сторона кирпичей стала покрываться цветной глазурью. Как самостоятельное направление, архитектурная керамика сложилась еще при Аббасидах. Историк аль-Масуди (середина X в.) свидетельствовал, что купол большой мечети Багдада был целиком облицован кирпичом цвета ляпис-лазури. С развитием гончарного дела совершенствовалась и архитектурная керамика. В Рейе, Нишапуре, Самарканде, Горгане и Кашане уже в конце IX в. разрабатывались новые методы обжига. Кашанским мастерам принадлежал секрет изготовления глазурованного кирпича для отделки архитектурных сооружений. Персидским словом каши (кашани, т.е. «сделано в Кашане») стали называть полихромную керамическую плитку для облицовки фасадов. В конце эпохи правления династии Сельджукидов (1038–1194) начали производить керамику с люстром – металлическим блеском. Люстровая керамика, радужно сиявшая после обработки глазури кислотными парами перед ее глянцеванием (пары окислялись при обжиге в закрытой печи), очень высоко ценилась. Такая керамика использовалась при украшении михрабов мечетей, а также мавзолеев имамов в Иране. Ее использовали при украшении михраба в мечети имама Резы в Мешхеде (1215), а также вмечети Фатимы (сестры имама Резы) в Куме (1208). Полихромная техника использования керамических вставок при Тимуридах (1370-1506) распространилась в Трансоксиане (Мавераннахр). Ее можно также встретить в культовых сооружениях Самарканда, Бухары, Исфахана и городов центрального Ирана.

После монгольского нашествия строительство в Иране замерло, но уже в середине XIII в. начинается новый этап развития иранской архитектуры. Уже в первой четверти XIV в. строят грандиозные сооружения с большим молитвенным залом, перекрытым куполом, а также порталом со стороны входа. Таковы мечети в Верамине и Нетензе (обе построены в начале XIV в.), в Кермане (1349) и др. городах.

В связи с особенностями шиитского ислама, в Иране уделяли большое внимание мавзолеям. Исследователи различают несколько типов мавзолеев. Из них основными являются башнеобразные с шатровой кровлей, квадратные или восьмиугольные в плане сооружения, увенчанные куполом, а также портально-купольные здания. Шатровые мавзолеи лучше всего сохранились в Куме – религиозной столице Ирана. Купольные мавзолеи на квадратном основании – наиболее популярный тип мавзолея, он строился повсеместно. На восьмиугольном основании мавзолеи встречаются реже и свидетельствуют о престижности сооружения. А в XIV-XV вв. растет число портально-купольных мавзолеев, воздвигнутых для потомков шиитских имамов (имам-заде-перс.), например, мавзолей в Тусе (XIV в.).

Для архитектуры XIII– XIV вв. характерно обилие орнаментации. Резьба по стуку обрела рельеф, что придало растительному орнаменту рельеф. Михрабные ниши приобретают форму вложенных одна в другую стрельчатых арок. Поэтому в литературе подобные арки (в михрабе или айване) иногда называют «килевидной аркой», так как ее ниша формой напоминает перевернутую лодку.

В тот же период ряд городов обзавелся новыми мечетями больших размеров, что позволило заостренному (по моде того времени) куполу стать доминирующей точкой в силуэте города. Например, соборная мечеть г.Султанийа с четырьмя минаретами и двумя входными арками, построенная ильханским правителем Мухаммадом Худабанда Олджейтю (или Улджейту – 1304–1317). Громадный купол составляет 2/3 высоты мечети. Он окружен восемью башенками, похожими на минареты и установленными над углами восьмигранника. Для облика этой погребальной мечети важным является цветовое решение стен и купола. Нижняя часть здания и столбы галереи украшены бирюзовыми плитками, в тимпанах арок узор выложен изразцами синего и бирюзового цвета. По низу купола идет спиралевидный геометрический декор, который повторяется в стволах минаретов. А сам купол, символизировавший небо, был окрашен в яркий голубой цвет. Внутри стены мечети были украшены цветным узором и каллиграфическими надписями, а также яркими изразцами.

В XIV в. культовая архитектура Ирана была чрезвычайно разнообразной, что свидетельствует о свободе творчества местных мастеров и знании ими различных приемов зодчества, которые использовались в соседних странах. В частности, в XV в. начинает ощущаться влияние среднеазиатской архитектуры, особенно Самарканда. Это характерно для мавзолея имама Резы (8-й шиитский имам Али ибн Муса, известный под именем Али ар-Риза /Реза/ ск. в 818) в Мешхеде. Характерно, что комплекс зданий мавзолея строился уже с расчетом на многочисленных паломников – шиитов. Когда могилы почитаемых шиитами Али двоюродного брата и зятя пророка (в Неджефе) и его сына Хусейна (в Кербеле) в XVII в. попали под власть Османской империи, могила имама Резы стала главной шиитской святыней в Иране. В середине двора был сооружен восьмиугольный бассейн для омовений. Впоследствии над бассейном была построена позолоченная крыша. По преданию, золото было добыто Надир-шахом (1736–1747) во время его похода в Индию (1738/39). Двор мечети был выложен надгробными плитами именитых иранцев, для которых быть захороненными рядом с имамом означало признание их заслуг.

Постепенно постройки перестают быть анонимными. Так, архитектором мечети Гаухар Шад (построена в 1405–1418) былКавам ад-Дин Ширази, работавший сначала в Мешхеде, а затем в Герате. Название мечети связано с именем жены Шахруха (сына Тимура и отца Улугбека). После смерти отца в 1405 Шахрух остался жить в Герате и правил Хорасаном, а к 1420 в его руках сосредоточились все прежние владения Тимура в Иране и Ираке. Некоторые путешественники считали мечеть жены Гаухар Шад лучшей мечетью Ирана.

Для культовых сооружений XVII в. характерны большие купольные здания, купола устанавливали на мощные цилиндрические барабаны. Формы куполов были разными: они могли быть заостренными кверху и напоминать шлем воина, или иметь приплюснутую форму. Со временем купола стали возводить и над порталами. Одновременно увеличилось число минаретов, которые стали возводить не только по углам зданий, но и по бокам пиштаков. Таким образом, площади, на которых были сосредоточены культовые здания и сопровождающие их службы (в том числе медресе, мавзолеи, библиотеки, караван-сараи, бани и т.д.) превращались в архитектурные ансамбли.

Архитекторы все чаще применяли для облицовки керамическую мозаику, разноцветную глазурованную плитку, однако не везде мастера могли получить тот или иной цвет. Но уже в XIII-XIV вв. полихромные вставки стали вытеснять монохромный кирпич. Эта техника называлась хафт-ранги («семь цветов»). Первоначально цветной глазурью обозначались слова «Аллах», «Али», «Мухаммад», позднее с помощью полихромных вставок воспроизводили целые суры Корана, украшая ими фризы, окружающие айваны или тулово минаретов. В XV в. цветовая гамма расширилась, сине-голубые тона сменились более смелыми цветовыми решениями, в которых несмотря на соблюдение гармонии, можно обнаружить зеленый, желтый, фиолетовый, белый и др. цвета. Кроме того, архитекторы начали уделять внимание садам, цветникам, включая, таким образом, растения в общий план композиции.

В период правления династии Сефевидов, комплекс дворцовых построек обычно состоял из павильонов, расположенных внутри парка. Один из фасадов дворца Чихиль-Сутун (1590) в Исфахане был снабжен террасой, идущей вдоль бассейна. В нем отражался фасад здания и окружающий его парк, что по замыслу архитектора придавало дворцу легкость. Галереи отвечали климату Ирана: в жаркую погоду они предохраняли обитателей от солнца. Даже жилой дом среднего иранца, традиционно имеющий глухо закрытую от посторонних глаз внешнюю стену, обычно имел двор, по периметру которого шла внутренняя галерея.

К архитектуре персидской школы тяготеет и зодчество Средней Азии. Архитектура Тимуридов представлена великолепными зданиями, построенными в Самарканде. После арабского нашествия (712), особенно при династии Саманидов, город стал бурно развиваться. При Тимуре, в конце XIV в., Самарканд был заново окружен стенами, а в его западной части была возведена большая крепость.

Масштабы строительных замыслов Тимура отвечали дерзости его политических планов. При нем возводят соборную мечеть Биби-Ханым (1398), которая по замыслу Тимура должна была стать самой большой мечетью в мире, однако землетрясение 1897 разрушило ее купол и стены. Западнее Биби-Ханым находится мавзолей Кусама ибн-Аббаса, легендарного кузена пророка Мухаммада (ансамбль Шах-и-Зинда). Здесь же в Самарканде Тимур задумал построить мавзолей для своего семейства.

Как и многие правители того времени, Тимур собрал в своей столице лучших мастеров из Хорезма, Ирана, Индии и других покоренных стран. На площади Регистан в Самарканде были возведены три здания с одинаковым на первый взгляд планом и схожими пропорциями. Этот ансамбль создавался на протяжении двух столетий. Первым в 1417 было построеномедресе Улугбека. Два века спустя напротив него было возведено медресе Шир-Дор (1619–1636). И наконец, с севера прямоугольное пространство площади замыкает мечеть-медресе Тилля-Кари (1647). Свое название «покрытая золотом» мечеть получила из-за обилия золота в орнаментации фасада.

Все три здания имеют традиционный для персидской архитектуры пиштак, который фланкирован минаретами, а также двухэтажные аркады с помещениями для занятий. Характерно, что в орнаментации медресе Шир-Дор использовано изображение животных. Солнечные львы, охотящиеся на газелей – любимый сюжет персидских мастеров. Для воспроизведения этого сюжета была использована техника керамической мозаики. Маленькие минареты Тилли-Кари достаточно далеко отстоят от главного портала и напоминают сторожевые башни. Минареты медресе Шир-Дор завершаются расширяющейся кверху воронкой, окаймленной сталактитами, без фонарей. В 1932 минарет медресе Улугбека был выпрямлен – беспримерный случай в мировой практике.

В XVII в. Самарканд был одним из главных пунктов Великого шелкового пути, главной торговой дороги между Европой и Китаем. Поздние реставрации внесли новые элементы в этот ансамбль, и хотя он строился на протяжении двухсот лет, его относят к позднетимуридскому стилю. Тогда же были построены небольшое медресе Надир Диван-беги у южных ворот имавзолей Абди-Бирун.

Архитектура Ирака не может быть строго отнесена к сирийской или персидской школе. Дело в том, что от Багдада времен Аббасидов сохранилось не так много памятников. Халиф аль-Мансур (754–775) задумал построить новую столицу халифата, окружив ее стенами, которые должны были очертить вокруг города правильный круг. Однако в качестве материала был использован недостаточно прочный сырцовый (необожженный кирпич), который не выдержал испытание временем. Многочисленные землетрясения, а также нашествие монголов разрушили уже построенные сооружения.

К X в. относится строительство Большой мечети халифов, однако впоследствии она была перестроена в персидском стиле. В городе также сохранились более поздние сооружения, например, мадраса Мустансирийа (XIII в), мадраса Муржанийа (XIV в.) демонстрирующие приверженность персидским традициям архитектуры. Айваны в Мустансирийи, обращенные во двор, демонстрирует восхитительную резьбу по стуку: три фланкирующих орнамента обозначают форму стрельчатой арки, два верхних фронтона углов заняты плетенкой из восьмиконечных звезд, а в центральной части воспроизведен текст из Корана, выполненный мастером-каллиграфом почерком «цветущий куфи».

Среди особо почитаемых мечетей Багдада следует назвать мечеть двух шиитских имамов Мусы аль-Кадима и Мухаммада аль-Джавада (1515, называемую в народе «Кадимийа»), а также мечеть шейха Абд аль-Кадира («Кадирийа»). Обе мечети построены в персидском стиле. Однако есть и самобытные постройки, например, мавзолей ситт Зумруд-Хатун (иногда неправильно называемый могилой супруги Харун ар-Рашида). Над небольшим восьмигранным зданием возведена башня, напоминающая перевернутую сосновую шишку. Этот мавзолей был построен в 1202. Уже в 20 в. была построена мечеть «Аш-Шухада» (памяти жертв, мучеников), минареты которой свидетельствуют о заимствовании сирийско-египетского стиля.

No comments:

Post a Comment