Monday, June 27, 2016

Обязательно ли делать итикяф?

Всем, кто сейчас удивился: нет, не обязательно.
Откуда вообще такой вопрос возник? Его задал читатель на одном из порталов(islam.ru). Ну задал и задал. А обратил на себя мое внимание не вопрос, а ответ. По этому поводу я(Сафья, Большой Брат в этом участия не принимал) написала им комментарий к статье, но они его публиковать не стали. (Отправяла два раза, так что это не досадное недоразумение.)
Вопрос, ответ портала, и мой комментарий - ниже, кому интересно.
Вот поэтому, кстати, я и не рекомендую портал islam.ru - во-первых, он суфийский, а во-вторых, подобные перлы мне довелось увидеть там не в первый раз.
(Впрочем, русскоязычный интернет исламской направленности это вообще что-то: если из десяти сайтов один-два попадется нормальных, уже здорово. Увы. Раньше (лет десять назад) в этом плане было лучше, сейчас - вот так. Что будет потом - увидим. Или вы увидите. Новостные исламские порталы - и вовсе мрак, как говорила Эллочка Людоедка. Желтее трудно будет сыскать что-то даже среди желтой прессы. Кроме того, кузница радикалов, больных неврозами и прочая. (А потом удивляемся, откуда их столько?) Ладно, об этом, может быть, мы напишем статью.)

Итикяф - уединенное пребывание в мечети, является дополнительным поклонением и делается исключительно по желанию верующего. Чаще всего итикяф делают в 10 последних ночей Рамадана. Выходят из мечети поесть, справить нужду, купить что-нибудь необходимое и т.д., а с наступлением дня направляются домой. Что делают? Размышляют о жизни, молятся, читают Коран, просят о чем-то Аллаха, наслаждаются паузой в дневной суете. Более длительный итикяф нигде не упоминается(Пророк делал именно так). Можно оставаться в мечети и меньше, хоть час.
Это личное дело каждого. Поклонение это исключительно индивидуальное(не коллективное), даже если в мечети присутсвуют другие люди. И сугубо добровольное. Более того, обязательно согласие второй половины(для тех, у кого она есть). Как и относительно любых других видов дополнительного поклонения(всего, что сверх обязательного) -  достоверно известен хадис, что жене можно держать добровольный пост в присутствии мужа только с его разрешения. (Сборник хадисов "Сахих Муслим") Причина в том, что муж(как и жена) имеет право на близость, а в пост воздерживаются от еды, питья и половой близости от рассвета и до заката солнца. Муж может вообще запретить заниматься любым дополнительным поклонением-права на время и внимание никто не отменял!(А вот обязательный минимум никто запретить не в состоянии.)  То же может сделать и жена - права на близость, время, внимание совершенно симметричные. 

А теперь вопрос, мелким шрифтом в скобках их ответ, а под ним - наш. 

Вопрос:Весь Рамадан я очень много работаю, и устаю. Мои друзья договорились последние десять дней Рамадана быть в мечети на итикафе, а мне совсем не хочется этого делать, астаг фирулла. Желания нет. Вдохновения какого-то... Скажите, пожалуйста, обязательно ли делать итикаф? Стоит ли мне заставлять себя делать это «через не хочу»? Я боюсь, что если сделаю это через насилие над собой, то не получу ничего от такого усердия в поклонении, кроме ещё большей усталости и раздражения. С другой стороны, глядя на воодушевление друзей, собирающихся провести эти дни в мечети, я начинаю испытывать сомнения : ведь раз они так вдохновлены, значит, это что-то замечательное и важное. Подскажите, как мне быть?

(Их ответ:
"Итикаф – это пребывание в мечети с соответствующим намерением.Совершение итикафа – Сунна нашего Пророка (мир ему и благословение). Особо ценен итикаф, совершаемый в месяце Рамадан, и ещё более ценен в последнюю декаду, поскольку, по мнению большинства мусульманских учёных, Ночь Могущества и Предопределения «Ляйлят-уль- Кадр» приходится на одну из последних десяти ночей Рамадана.
Не мало лени и усталости придаёт и обильное употребление еды и воды во время разговения, поэтому необходимо сторониться этого.
Прежде всего постарайтесь взять себя в руки, не поддаваться своему эго и просто-напросто начать посещать мечеть для совершения итикафа. Если посетите её и совершите итикаф несколько раз, Вас уже будет тянуть туда, к той атмосфере необыкновенной энергетики , тем более что и все Ваши друзья будут там. Если Вы на столько устаёте и слабы, что не можете поклоняться, бодрствовать всю ночь, совершая желательные молитвы, читая Коран, зикр, салават и т. п., делайте это столько, сколько сможете, или хотя бы отправляйтесь в мечеть, чтобы переночевать в ней с намерением на итикаф. Ни в коем случае не упускайте свой шанс заработать для того света как можно больше в этот священный и благословенный месяц, ибо ни у кого из нас нет гарантий того, что мы доживём до следующего Рамадана!
С точки зрения психологии:
Описанное Вами может произойти с любым человеком, и это больше нормально, чем ненормально. Дело в том, что подобные желания или их отсутствие являются следствием перенапряжения и усталости. Не редко подобное явление называют кризисом веры, и в этом кризисе есть свои плюсы, главное – найти правильный выход из него. Прежде всего надо понимать, что вся наша жизнь построена на цикличности, смене одних событий другими, как говорится – полоса белая, полоса чёрная. И в этом заложен глубокий смысл, позволяющий переоценить произошедшее и подготовиться к будущему. В философии известен закон отрицания отрицания, указывающий на то, что жизнь идёт по спирали и одно событие отрицает предыдущее, которое в своё время будет отрицаться последующими событиями, и так далее. Для нас в этом законе важно то, что Вы сейчас находитесь на пике отрицаний событий, другими словами, Вы сейчас на пороге новых религиозных ощущений и чувств. Проявив в данный момент пассивность, Вы рискуете утратить значительную часть Вашей веры, рискуете уйти в апатию по поводу происходящего. Вы говорите о том, что от такого усердия в поклонении, кроме ещё большей усталости и раздражения, ни чего не получите. Это всего лишь Ваше предположение, являющееся следствием общей усталости, неадекватной оценки происходящего. Прежде чем делать такие выводы, попробуйте хотя бы раз пойти с друзьями. Но при этом с самого начала не настраивайте себя на негативный результат, наоборот, внутренне подготовьте себя к тому, что Вам там будет хорошо и уютно и что Вы там сможете полностью отвлечься от дневных забот, отдохнуть и получить милость Всевышнего. При таком позитивном настрое у Вас больше шансов на то, что Вы почувствуете желание находиться там с друзьями.

Не делайте сейчас ни каких поспешных выводов, а тем более не давайте негативных прогнозов на будущее; проявите над собой усилие – и будьте уверены , что потом будете вспоминать об этом с благодарностью.

Мухаммад-Амин Магомедрасулов
выпускник Дагестанского исламского университета

Наталья Андреевна Аникина
семейный консультант"
)


Наш ответ: "Есть хадис, звучащий примерно так :"Аллаху не надоест, пока вам не надоест(делать определенный вид поклонения и т.д.). А также хадис Пророка(с.а.с.)о том, что следует молиться, пока бодр, и отдыхать, если устал:"Анас ибн Малик  передаёт, что однажды Пророк с.а.с. увидел в мечети натянутую между двух столбов верёвку и спросил: «Что это за верёвка?» Люди сказали: «Это верёвка Зейнаб, которая держится за неё, когда устаёт от молитв». Тогда Пророк сказал: «Отвяжите эту верёвку, и пусть каждый из вас молится, пока будет сохранять бодрость, а если устанет, пусть сядет» [Аль-Бухари; Муслим]."
По-моему, это уже достаточный ответ на вопрос.
Уважаемый Мухаммад-Амин Магомедрасулов, вам не стыдно? Вы отвращаете человека от религии. Множество высказываний Пророка выражают резкое осуждение подобного. (См. хадис "О люди, поистине среди вас есть вызывающие отвращение!")
Как раз-таки этот человек заботится о качестве своего поклонения, задумывается, и не хочет поддаваться чрезмерности в эмоциональном порыве. Совершенно правильно всё делает. Оставьте его в покое, пусть отдыхает. Придет он на свой итикяф, когда сам пожелает этого. И в первую очередь - ИТИКЯФ - ЭТО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПОКЛОНЕНИЕ(СУННА), А НЕ ФАРД. С этого и надо было начинать. Правильно расставлять акценты - очень важно. Конечно, итикяф - замечательное поклонение, и я знаю людей, которые прямо-таки рвутся на итикяф - и делают его даже дома, когда все спят - их трудно удержать от этого. В принципе, оно и понятно - ведь итикяф - это "особо личное общение со своим Господом", своего рода тет-а-тет(Астагфируллах за не очень уместное сравнение). Но будет ли смысл в таком общении, если делать это "через себя","через силу"? Комичная ситуация, на самом деле. Что этот человек скажет Всевышнему? Все, что он скажет, будет неискренне. И это естественно. Единственное, что он может сказать, это "Господи, я устал."  То же касается и того, что он должен попробовать пойти со своими друзьями в мечеть. Тут подключаются социальные причины, ему будет неудобно не пойти в следующий раз. Так и начинается лицемерие.  Да и зачем выносить его личные отношения с Богом на всеобщее обозрение? Это его личное дело, после какого раза он устанет.  Если уж и советовать пойти на итикяф, то пусть идет один, в другую мечеть, где его никто не знает. Один раз. А еще лучше -просто дождаться, когда такое желание появится.
И еще:"Ка’б ибн ‘Уджра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то раз, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) находился в обществе своих сподвижников, они увидели выносливого и сильного молодого человека, который рано утром вышел из дома в поисках заработка, и они сказали: “О если бы он использовал свою молодость и силу на пути Аллаха Всевышнего!” На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если он вышел в поисках заработка для своих малолетних детей, то он на пути Аллаха, и если вышел он в поисках заработка для своих престарелых родителей, то он на пути Аллаха, и если вышел он в поисках заработка для самого себя, то он на пути Аллаха. Если же он вышел ради показухи и похвалы, тогда он на пути шайтана»”. (ат-Табарани в “аль-Кабир” 19/129, Бухари "Адаб аль Муфрад")

No comments:

Post a Comment