Wednesday, August 5, 2015

Начальное представление о фикхе. Действия в исламе подразделяются на:

1. Фард. Обязательное. Обязан*(см.дальше, кто обязан), за невыполнение человек грешен, за выполнение - большая награда. Установлено аятами Корана с явным, четким смыслом и категоричным приказом или достоверными хадисами, пришедшими несколькими независимыми цепочками передатчиков(т.н. хадисы- мутаваттир) с явным, четким смыслом и категоричным приказом. Фардов очень мало.
Бывают фарды - части какого-либо действия, тогда выполнение фардов - залог действительности этого действия.
Кстати, фард бывает "айн"-личная ответственность за исполнение, а бывает — "кифая" - ответственность снимается, если кто-то один выполняет, если же никто не выполнит, считаются совершающими грех все, кто знали о ситуации и могли предпринять что-то, но ничего не сделали. Пример фарда-кифая: приветствие(одному из группы людей достаточно ответить на приветствие проходящего, нет необходимости здороваться каждому лично), подготовка всех необходимых специалистов(общество должно быть способно обеспечить свою потребность во всех необходимых специалистах. Если не хватает инженеров, то обучают инженеров, а не, допустим, врачей, которых уже более чем достаточно. Это не означает принуждения конкретного члена общества становиться инженером, если у него талант врача, а говорит о том, что открываются соответствующие учебные заведения, могут отправляться в них те, кто не изъявил соответствующих пожеланий, идет перепрофилирование специалистов из смежных областей и т.д.)
При выборе между фардом-кифая и фардом-айн предпочтение отдается фарду-айн. Одно из объяснений - фард-кифая за человека может выполнить кто-то другой, а фард-айн за него точно никто не выполнит.

2. Ваджиб. Близкое к обязательному. Правило,имеющее веские доказательства, хотя и не столь веские, как у фарда.Высокая степень желательности, за выполнение - награда, хотя и меньшая, чем у фарда, неисполнение не является грехом, хотя и нежелательно.
Если является составной частью какого-либо действия, то выполнение/невыполнение ваджиба на действительность действия никак не влияет, хотя и является очень желательным(некоторые называют его необходимым для полноценности, но не для действительности действия).
Ваджибов тоже очень мало, еще меньше, чем фардов.
При выборе между фардом и ваджибом предпочтение отдается фарду, между сунной и ваджибом - ваджибу и т.д. Схема ясна. Чрезвычайная же ситуация меняет все:способна, в частности, сделать выполнение фарда не обязательным, и т.д. Об этом мы будем говорить дальше**, а также в следующей публикации.

3. Сунна. Желательное. Кто не выполняет это предписание, не совершает греха, однако и награды не получает.
Сунна, в свою очередь, делится на два подвида:
а) Сунна - муаккада ("подтвержденная") Действие, которое почти всегда исполнялось Пророком Мухаммадом (мир ему). Более желательное, хотя и оставление не является грехом.
б) Сунна гайр- муаккада("неподтвержденная") Действие, которое Пророк(с.а.с) временами выполнял, а временами - нет. Легкая степень желательности, хотя и оставление не является грехом.
Сунн имеется некоторое количество, ни много, ни мало.

4. Мустахаб. Вознаграждаемое. Вознаграждаемое, отказ грехом не является. Аналогия - бант или рюши на подарке. Или цветы в поле - чем больше соберёт, тем большее вознаграждение соберёт.

5. Мубах. Дозволенное. Нейтральное, ни пользы, ни вреда. Пример - считать ворон. Но в некоторых случаях может становиться вознаграждаемым.*** (См. ниже.) Самая большая категория, большинство действий будет относиться сюда.

6. Макрух. Нежелательное. Действие, которое лучше бы не совершать, хотя совершение не является грехом. За оставление его человек получает награду, хотя и выполнение не является грехом.
Макрух делится на два вида:
а) Макрух танзихан. Легкая степень нежелательности. Нежелательно, но грехом не является.
б) Макрух тахриман. Более высокая степень нежелательности. Более нежелательно, но грехом тоже не является.
Макрухов мало.

7. Харам. Запретное. Категорически запрещенное. За совершение действия из этой категории человек грешен, если же не совершает это действие - получает награду. Установлено аятами Корана с явным, четким смыслом и категоричным запретом или достоверными хадисами, пришедшими несколькими независимыми цепочками передатчиков(т.н хадисы- мутаваттир) с явным, четким смыслом и категоричным запретом.
Харамов очень мало.

!**Надо отметить, что нередко одно и то же действие переходит из любой категории в любую, вплоть до из категории обязательного - в категорию категорически запрещенного или наоборот - из категории категорически запрещенного - в категорию обязательного. Например, отрезать человеку ногу - запрещено, если же отрезающий - хирург, а перед ним - больной гангреной, то ногу отрезать обязательно, даже если больному не нравится эта идея. Выполнять намаз вовремя - обязательно, но если это повлечет за собой опасность, то стоит выполнить его в безопасном месте, пусть и не вовремя. Или тот же хирург из предыдущего предложения, в его случае - запрещено отрываться от больного и прерываться на намаз, если операция требует его присутствия. Это о переходе из категории запретное в обязательное и наоборот. Бывают и другие переходы - например, выполнять намаз в начале времени его наступления - желательно, но если готова еда, то нужно сначала поесть(спокойно, без спешки, комментируют ученые), а уже потом выполнять намаз, даже если это будет в самом конце времени его совершения. В данном случае переход (речь идет о выпонении намаза в это время) из категории желательного в категорию крайне нежелательного. Как мы увидим(иншаАллах) из следущей публикации, есть правила фикха(мусульманского права), которые объясняют эти и подобные ситуации. Эти правила взяты из тех же Корана и Сунны. В частности, есть правила:
"Крайняя нужда не знает запретов",
"Желательность снимается малейшим неудобством, нежелательность устраняется малейшей нуждой" и т.д.!
Ждите следующую публикацию.

Система хукмов была введена для лучшей передачи того понимания, которое было у Пророка(с.а.с). Иногда, допустим, он какое-то действие запрещал жестко, а иногда - нет. Это и нашло свое понимание в системе хукмов.
Чаще всего при ознакомлении с текстом аята или хадиса интуитивно понятно, к какой категории относится та или иная вещь или действие. Тем не менее если возникают сомнения, или перед тем, как где-то говорить о том, к какой категории относится вещь или действие, лучше посмотреть, к какой категории ее относят ученые. Хотя и тут бывает несколько мнений. Но, как правило, расхождения незначительны, и одну и ту же вещь или действие ученые относят к двум соседним категориям.

Для тех, кто не читал предыдущие статьи цикла, повторим кое-какие тезисы.
Пердыдущие статьи цикла:
http://rus-islam.blogspot.com.tr/2015/02/bezopasnost-i-razumnost-v-islame.html
http://rus-islam.blogspot.com.tr/2015/02/2.html
http://rus-islam.blogspot.com.tr/2015/04/nachalnoe-predstavlenie-o-fikhe-koe-chto-dlya-novoobrashonnyh.html
http://rus-islam.blogspot.com.tr/2015/04/nachalnoe-predstavlenie-o-fikhe-koe-chto-dlya-novoobrashonnyh-2.html
На что в первую очередь стоит обратить внимание? На фарды(обязательное) и харамы(категорически запрещенное). Это и есть основа. Не стоит браться за дополнительное, если не выполняется что-либо из обязательного или практикуется что-либо из запрещенного.
"Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей исполнение) религиозных обязанностей, так не пренебрегайте же ими, и установил границы, так не преступайте же их, и запретил (некоторые) вещи, так не нарушайте же (эти запреты), и умолчал о (некоторых) вещах по милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь (не организуйте же поиски, исследования относительно них, для выяснения обязательности или запрещенности) же их!" (Достоверный хадис, см., например, №30 в "40 хадисах ан-Навави" или Ш.Аляутдинов "Семья и Ислам, стр. 334, сноска 4.).

Сомнительное. Есть такая категория, как сомнительное. Речь идет не о простых сомнениях(душевных) или о сомнениях в связи с незнанием, а о вещи, которая обладает признаками запретного, но о ней не оговорено в первоисточниках, а также она не подпадает ни под одно из правил о запретности.(Об этих правилах мы планируем рассказать в следующей публикации.) Категорически недопустимо смешивать сомнительное с запретным. Например, Юсуф аль Кардави пишет:"Нельзя возводить сомнительное в ранг запретного, так как с точки зрения шариата сомнительное и запретное - разные категории". (Ю. аль Кардави, "Фикх приоритетов с точки зрения Корана и сунны". )
И еще раз рекомендуем обратиться к статье Чем проповедник отличается от богослова.

Пророк Мухаммад(с.а.с):"О люди! Я не имею права запрещать то, что Аллах сделал дозволенным." (Хадис привёл Муслим (877), Ахмад (10662), Абу Дауд (3327).)

Кардави  в книге "Фикх приоритетов..." на с. 79 пишет :«А сунна – это пояснение и комментарий к Корану» ; «Нет ни одной основы, необходимой для жизни исламского общества, которая бы не имела своего начала в аятах Священного корана, прямо или косвенно.»
...

Пророк (с.а.с) сказал:"Если я запретил вам что-либо, то сторонитесь этого, если же приказал вам что-либо, то выполняйте это по мере возможности». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Его также передали Ахмад, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. (Наше пояснение: Речь идет о жестком запрещении, и о приказе, а не о желательности и нежелательности.)


В достоверном хадисе сообщается, что Всевышний Аллах сказал: «Из всех деяний, посредством которых Мой раб приближается ко Мне, Я больше всего люблю то, что вменил ему в обязанность»(сб. Бухари, 6502). 


Хадис: "Аллах также любит, когда пользуются его дозволениями, также как и не любит, когда совершают грехи".
...

*Кому вменяется следование вышеописанным нормам о дозволенности/запретности и т.д. и кто считается ответственным за свои действия?

  • Мусульманин/мусульманка(а мы помним, что мус. можно стать только добровольно, в противном случае - не считается)
  • совершеннолетний(совершеннолетие в исламе считается с началом полового созревания, а это первая менструация у девушек и первая поллюция у юношей. С этого момента на индивида налагается полная ответственность и он считается полностью дееспособным(если вменяем, при этом).
  • находящийся в здравом уме(вменяемый)
  • бодроствующий
  • знающий/понимающий, что он делает и что это является разрешенным/запрещенным/нейтральным...
  • Действие совершено не по ошибке
  • Действие совершено не по забывчивости
  • Действие совершено добровольно, без принуждения со стороны людей и не в безвыходной ситуации.

...


В книге "Адаб аль Муфрад"(сборник хадисов имама Бухари),номер хадиса ищу, а также в сборнике Мусима есть хадис со словами Пророка :«Это облегчение вам от Аллаха, так примите же его(так берите же это)!»
И, опять же, хадис: "Аллах также любит, когда пользуются его дозволениями, также как и не любит, когда совершают грехи".

Ученые прошлых, да и нынешних веков всегда были очень осторожны в том, чтобы относить нечто к обязательному или категорически запрещенному. Особенно - к запрещенному. По возможности они всячески избегали говорить "запрещено", даже когда были практически уверены, что речь идет о чем-то запрещенном. Они говорили:"нам это не нравится" или подобные иные выражения. Сказать "запрещено" - это огромная ответственность. Запрещать и разрешать - прерогатива исключительно Аллаха. Вы возьмете на себя такую ответственность?
Есть,конечно, и отдельные "смелые" и категоричные индивиды, хотя среди ученых они встречаются довольно редко(а вот среди неучей - на каждом шагу).
"Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это - дозволено, а то - запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха."(16:116).
«Скажи: «Что вы скажете об уделе, который ниспослал вам Аллах и часть которого вы объявили запретной, а часть – дозволенной?» Скажи: «Аллах позволил вам это или же вы возводите навет на Аллаха?»Что же думают о Дне воскресения те, которые возводят навет на Аллаха?»(10:59-60)
"Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?». ..."(7:32)
В переводном выступлении одного из ученых говорится:" Основой во всем, что создал Аллах, является разрешенность, а не запрещенность. Человеку дозволено наслаждаться всем, по поводу чего не пришел явный запрет.".  Это правило ученые выводят из аята 45:13.  ***

Дезинформация - особенно от имени религии, это очень серьезно. Правильным действием будет отправить спрашивающего к знающему или к авторитетным источникам. А если уж решили высказаться, то лучше делать это так, как ученые из предыдущего абзаца.

Хадис:"Делая запретным то, что дозволено Всевышним, вы совершаете грех, а возводя дозволенное в ранг закона для себя, вы удостаиваетесь награды".(Передано Абу Зарром, сб.х. Муслима)

Из одной из книг, сейчас нет под рукой, чтобы дать ссылку, цитата по памяти:"Ислам включает  в себя широкую концепцию поклонения, согласно которой совершение любого действия, которое дозволено в Коране и Сунне, является поклонением." Автора сейчас не назову. Это не хадис, а слова автора. 

И наконец, «Решение всего, в чем вы расходитесь во мнениях, остается за Аллахом»(42:10).
-------------------------------
*** Автор продолжает:"Это слова Аллаха, и никто не в праве отменять эту разрешённость. ...Всевышний Аллах не разрешает запрещать дозволенное и разрешать запретное." Замечательное выступление, опубликованное вот здесь: https://www.whyislam.ru/main/iusr.htm
Мы наверняка порекомендуем его позже. И не раз.

No comments:

Post a Comment