Monday, February 9, 2015

Жилая и общественная архитектура исламской цивилизации

Огюст Шуази "История архитектуры"  Auguste Choisy "Histoire De L'Architecture".

Пердставляю вашему вниманию часть главы, где говорится о жилой архитектуре. О мечетях говорится много где (хотя и эта часть главы у Шуази заслуживает, чтобы ее прочли, как и вся книга, впрочем. Главы о фортификации великолепны! ), о банях - реже (хотя они несомненно заслуживают больше внимания, может даже больше, чем мечети. Мы тоже собрали несколько статей о банях.), иногда говорят о дворцах, а вот о жилых домах - крайне редко (хотя они того заслуживают, и характеризуют любую цивилизацию больше, чем ее парадные здания).
Материал довольно редкий.

ЖИЛИЩЕ
Арабское жилище обладает поразительным сходством с римским домом. Но здесь еще в большей степени, чем в римском доме, проведено разделение между приемными комнатами и жилыми: гарем всегда является совершенно отдельной частью.
Как и в римском доме, помещения группируются вокруг большого двора, своего рода атриума, в глубине которого находится большой приемный зал и боковые части которого заняты служебными помещениями и комнатами для гостей.
Благодаря чисто восточной замкнутости внешний фасад имеет в нижнем этаже только один проем — входную дверь. Лишь в верхних этажах выходят на улицу решетчатые балконы. Окна обращены, по возможности, во внутренний двор.
Можно ли допустить, что арабы позаимствовали план своего жилища непосредственно у римлян? По существу, этот план настолько же иранский, насколько и римский. Вероятно, римляне сами позаимствовали его через греков у азиатских народов, у которых с глубокой древности развились привычки к жизненным удобствам. Арабское жилище связано с иранским благодаря прямым и косвенным влияниям, которые Иран оказывал на страны с установившимся арабским господством.
На рис. 92 мы даем план одного из древнейших мусульманских жилищ — дворца Аммана в трансиорданской Сирии. От этого дворца сохранились только парадные покои. В глубине квадратного двора, являющегося центром композиции, находится приемный зал, перекрытый полукуполом, а со всех четырех сторон прямоугольные ниши, перекрытые стрельчатыми сводами, образуют открытые залы, ничем не отделенные от двора. Говорят, что мечеть Хассана (рис. 89) была подражанием азиатским дворцам, — и действительно, трудно найти более точную копию.

Рис. 92
Рис. 93

Альгамбра в Севилье, начатая в XIII в. халифом Мухаммедом-бен-Альхамаром, состоит из двух главных дворов, где были, без сомнения, два дворца, пристроенные один к другому. На рис. 93 показан план одного из этих дворцов.
Пропорции Альгамбры иные, чем во дворце Аммана; стиль ее характеризуется деталями аркад, изображенными на рис. 63. Во дворце Аммана стиль строг и близок к античному, в Гренаде — пышная архитектура, со сталактитами, фестонами, обилием красок; но и тут и там план один и тот же — план римских зал, расположенных вокруг атриума.
Наряду с этими планами, позаимствованными из древних цивилизаций оседлых народов, встречаются и планы, навеянные воспоминаниями кочевой жизни. Мусульманское население, первым жилищем которого была палатка, стремилось воспроизвести ее образ в изолированных павильонах среди садов. В Адрианопольском дворце сохранилось несколько таких павильонов; они со всех сторон открыты в окружающие сады и представляют собой палатки, в которых протека­ла жизнь султанов, но палатки уже не переносные.
Иногда, наоборот, потребность обеспечить безопасность придавала этим павильонам вид маленьких крепостей. Норманнские короли Сицилии, очень напоминающие арабских эмиров, оставили нам в Палермо образцы обоих типов: Зиза (Зиза построена в X в. как дворец и перестроена в 1154 г.) и Куба — тип обнесенного стенами павильона; Куббола — тип совершенно открытого киоска.
Вода, столь драгоценная в жарких странах, составляет роскошь арабского жилища. Главный зал Зизы устроен наподобие античного грота. В Альгамбре вода бьет фонтанами в бассейны и стекает во двор по открытым канавкам. Середина одного из этих дворов целиком покрыта зеркальной поверхностью воды, в которой отражаются портики. В Дамаске все жилые помещения оживляются журчанием освежающих струй фонтанов.
Фасады дворцов, по крайней мере частично, облицованы фаянсовыми плитками. В домах Алжира вертикальные бордюры и горизонтальные фризы из фаянса разделяют стены на большие панно в цветных рамах.
Для внутреннего украшения зал делают кессонные потолки, инкрустации из фаянса, иногда даже накладные украшения с позолотой на фоне из олова, — таков обычный орнамент дамасских домов. Адрианопольские киоски сохранили свои многоцветные фаянсовые стены, в которых преобладает голубой цвет; и в наше время дома в Алжире обычно украшаются внутри фаянсом желтых, голубых или зеленоватых тонов.
Окна редко бывают застеклены: решетка, заменяющая стекла, оставляет свободный доступ для воздуха. Для вентиляции устраиваются под потолком отверстия, снабженные решеткой и допускающие обмен воздуха между душными залами и прохладными портиками. И как последнее воспоминание о палатке, двор почти повсюду защищен навесом из парусины.
Таково жилище богатых мусульман. Только в редких случаях оно состоит из двух этажей. Для людей среднего достатка жилище занимает меньшую площадь, но зато поднимается в высоту: увеличивается число этажей, постепенно нависающих над улицей. Верхние этажи отводятся для женщин, и здесь устраиваются балконы с решеткой. Народы Азии предпочитают тесниться, но не делить дом между несколькими семействами: гаремные привычки плохо уживаются с наемным помещением. Каждый имеет свой дом, хотя бы и хижину; у каждого — собственное жилье.
СТРАННОПРИИМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, БАНИ, БАЗАРЫ
Гостеприимство, составляющее одну из первейших обязанностей мусульманина, способствовало созданию прекраснейших архитектурных композиций: хан, или караван-сарай, — это настоящий дворец. План его очень прост: квадратный двор, обнесенный двух­этажными зданиями. Нижний этаж отведен под конюшни, верхний занят рядом келий и широкой верандой.
Караванный путь в Мекку отмечен длинной линией караван-сараев. В Иране встречаются величественные ханы. Так, например хан Лаодикеи в Лике, выстроенный из мраморов древнего города, украшен с невиданной роскошью. Встречаются такие, дворы которых покрыты одним широким сводом: хан Хайрат, близ Афиун-Кара-Гиссара, с большим не­фом и цилиндрическими сводами, перерезанными подпруж-ными арками, похож на романские церкви Франции. Хан Ортма в Багдаде, выстроенный в эпоху сельджуков, перекрыт сводами на арках, как сасанидский дворец в Таг-Эйване. В Кашанском караван-сарае своды превращены в купола с широкими круглыми отверстиями в вершине.
Базар, агора (рыночная площадь в Греции) мусульман, имеет вид то крытой улицы, то хана со сводчатым двором. Мы упоминали уже (рис. 64, А) о деревянных крышах, покрывающих улицы дамасского базара. Валишах в Ширазе — один из самых великолепных образцов сводчатого базара; его конструкция напоминает хан в Кашане. Часто базар является одновременно и караван-сараем и рынком.
В Севилье есть арабский госпиталь, состоящий из ряда зал, двумя этажами окружающих квадратный двор и выходящих на портики, что придает больнице вид монастыря.
Другой вид сооружений, создаваемых по мотивам благочестия — общественные фонтаны, — обычно расположены так же, как киоски или как места для отдыха.
Перейдем, наконец, к баням (паровым), планы которых, по-видимому, заимствованы у римских терм. Центральный зал отапливается при помощи подземной печи; его покрывает купол, освещаемый люками с выпуклыми стеклами. Предбанник смягчает переход от внешней температуры к температуре бани.
 
Рис. 94
МОСТЫ
Рис. 94 воспроизводит, по данным Дьёлафуа, иранский мост близ Тавриза. Арки благодаря большой стреле подъема дают незначительный распор. Только главные арки сводов возведены на кружалах, самое же заполнение свода выложено рядами без кружал. С целью уменьшения распора, о чем мы уже упоминали, когда говорили об общих приемах сооружения коробовых сводов, пяты свода возводятся напуском на возможно большую высоту. Наконец, чтобы уменьшить вертикальную нагрузку сводов, сплошная забутовка мостового покрытия заменена сводиками, которые расположены на стенках, выложенных в своей нижней части в виде разгрузочных арок.
Деталь А заимствована из моста, построенного в Адрианополе во времена османского владычества, и, по-видимому, связана с иранским искусством: легкий выступ с обтесанным ребром заменяет карниз и позволяет установить парапет моста на весу; у этого парапета также скошен край, и он как бы отодвинут, чтобы возможно меньше загромождать проход.
ВОЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Фортификационное искусство было, по-видимому, сильно развито у иранцев: форты Верамина и Тавриза — правильные сооружения, квадратные в плане, с полукруглыми башнями для флангового прикрытия.
Арабы, бывшие прежде кочевым народом, научились строить укрепления только благодаря византийцам и иранцам. Испанские крепости, и среди них Альказар в Сеговии, воспроизводят двойные стены по константинопольскому образцу. Бойницы обычно бывают зубчатые, а башни выступают за плоскость стен. На поверхности стен встречается орнамент в виде органных труб, взятый из древней архитектуры Ирана. В Иерусалиме крепостная стена состоит из зубчатой куртины с квадратными башнями по обеим сторонам. Каменный парапет, выступающий и снабженный машикулями, появился в арабской военной архитектуре, по-видимому, задолго до XIV в., т. е. до эпохи, когда он окончательно укоренился во французских крепостях.
Почти во всех арабских городах Африки имеется цитадель, называемая «касбах», которая служит защитой от внутренних восстаний в не меньшей мере, чем от нападений извне. В целях внутренней обороны многие города Сирии, и среди других Дамаск, разделены на обнесенные стенами кварталы, всякое сообщение между которыми может быть моментально прервано.
За этими стенами в беспорядке громоздятся дома в несколько этажей, с балконами, обнесенными решетками и нависающими над узкими и извилистыми улицами, а также крытые базары, где теснится пестрая молчаливая толпа. Среди лачуг высятся мечети со стройными минаретами; в садах растут пальмы, на кладбищах — кипарисы. Почти все памятники — в развалинах: народам Азии чужда мысль об их сохранении. Беспорядочное нагромождение зданий, заброшенных вскоре после их сооружения, — вот какое зрелище представляли собою большие города, начиная от Исфахана и до Кордовы, во времена господства мусульман. 


Если хотите, опубликуем и другие главы. Книга легко находится в интернете и есть во многих библиотеках.


No comments:

Post a Comment